Елена Герасимова
Развитие речи посредством движений и логоритмики
▼ Скачать + Заказать документы
«Обучение подобно башне,
её нужно строить шаг за шагом» Л. С. Выготский
Развитие речи через движения и логоритмику.
Большая роль в развитии детей раннего возраста принадлежит речи и движению. Речь и движения являются неотъемлемой частью формирования личности ребенка и его способностей. Ранним возрастом принято считать детей с 1 года до 3 лет (периодизация разработана Л. С. Выготским).
Почему же речь так тесно связана с движением?
Публикация «Развитие речи посредством движений и логоритмики» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих знаменитых ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия.
Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Разные дети в одном и том же возрасте имеют разный уровень речевого развития. И некоторые родители считают, что если ребенок не заговорил сейчас, то чуть позже это обязательно произойдет. Да, это так, но качество речи будет уже не совсем свойственное возрасту. А если речь развита не по возрасту, то страдает общее познавательное развитие, общение со сверстниками и взрослыми, а также, зачастую, и психоэмоциональное состояние ребенка. Поэтому важно вовремя начать развитие той или иной функции, в частности речи.
Почему, когда человек не находит нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Получается, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и — особенно — в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Психологи так же утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
Таким образом, развивая двигательную активность ребенка решается ряд логопедических задач :
1. Формирование ритма речи. Известно, что в стихотворных текстах ритм является периодическим, заданным. В стихотворениях ритм легко вычленяется, т. к. каждый его такт равен стихотворной строке.
2. Формирование темпа, мелодики, интонации, выразительности и логического ударения. Дети усваивают эти компоненты, когда повторяют за педагогом отраженно (на начальном этапе).
3. Формирование слоговой структуры слова. Работая над ритмом, мы тем самым способствуем правильному усвоению детьми слоговой структуры слова.
4. Развитие слухового внимания, умения слышать и понимать звучащую речь.
Также, очень важно учить различать неречевые звуки окружающего мира.
5. Обогащение словарного запаса детей.
Овладение ребенком возрастными двигательными навыками является основой для формирования речевых функций. Отсутствие двигательной активности и предметных действий, недоразвитие мелкой моторики и вообще руки как познавательного органа, неполноценное доречевое общение к концу первого года жизни оказываются тесно связанными с чрезвычайной скудностью начальных речевых проявлений.
Стоит отметить, что нарушения координации движений являются одним из основных признаков затруднения в обучении речевому процессу.
Маленький человек прекрасно себя чувствует, если во время бодрствования, когда он активен или спокоен, может с помощью движения взаимодействовать с миром. Поэтому, необходимо организовать самостоятельную деятельность малышей таким образом, чтобы у ребенка было достаточное количество движений во время бодрствования. Песенки, подвижные игры, или игры с движением, которые воспитывают связь движения со словом, являются началом включения логоритмики в коррекционно-развивающий процесс. Особенно важна логоритмика детям с нарушениями речи и детям ясельного возраста.
Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок. Логоритмические занятия включают в себя: ходьбу или марширование под музыку; игры для развития дыхания; упражнения для артикуляции; ритмические задания; речевые упражнения; пальчиковые игры.
Цель логоритмических занятий – это развитие речи и музыкальных способностей детей путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Основные задачи логоритмического воздействия :
• развитие слухового внимания и фонематического слуха;
• развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
• развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пространственных организаций движений;
• развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
• формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом;
• формирование и развитие слухо-зрительно-двигательной координации.
Важно соблюдають основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарный запас детей, как пассивный, так и активный.
За основу занятий можно брать разнообразные формы: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.
Психомоторная и речевая нагрузки в ходе занятия подбирается с учетом возрастных особенностей детей. Равномерность распределения материала достигается путем чередования различных видов деятельности и позволяет поддерживать внимание и работоспособность детей на протяжении всего занятия. Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
Разделы занятий должны включать в себя совокупность средств эмоционального, музыкального, двигательного и речевого воздействия.
Итак, три основных компонента, на которых строится логоритмика - это движение, музыка и речь.
Все, что нас окружает, живет по законам ритма. Это и смена времен года, день и ночь, и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнений и игр. Малыши очень подвижны и воспринимают музыку более ярко и эмоционально именно через движение.
Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию детей, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, развивает речевой и неречевой слух, прививает культурные ценности.
Логоритмикой можно заниматься с самого раннего детства, как только ребенок появился на свет. Читайте ребенку детские стихи, пойте народные песенки, рассказывайте потешки, а затем и подключайте движения. Например, все мы помним «Сороку-ворону» или «Ладушки», это и есть начальный этап логоритмики.