Ольга Нечаева
Развитие речевого интереса у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевого интереса у дошкольников.
Внутренняя речь представляет собой явление,
Качественно отличное от внешней речи,
которое направлено прежде всего на переработку
воспринятой речи и подготовку высказываний.
Л. С. Выготский
Публикация «Развитие речевого интереса у дошкольников» размещена в разделах
В дошкольном возрасте у ребенка интенсивно развивается интерес к речи как к средству общения. Ведь с помощью речи ребенок может делиться своими впечатлениями, рассказывать о значимы событиях. Причем речь имеет не только информационный характер, но и эмоциональный. Кстати, эмоциональный характер речи начинают улавливать дети с самого раннего возраста, точнее с 2х месяцев. Именно поэтому необходимо общаться, разговаривать, рассказывать ребенку все то, что его окружает, что происходит вокруг него, тем самым взрослый пополняет пассивный словарь малыша, который все дети по-разному, во временном промежутке, начинают использовать. Каждый ребенок индивидуален, нет точной границы, когда ребенок должен заговорить. Бывает, что у ребенка в 6 месяцев во время гуления проскальзывают отдельные слоги и к 1,5 годам можно услышать слава и простые предложения. А есть дети, которые «молча» пополняют свой словарный запас и к 2 – 3 годам сразу рассказывают сказки, стихотворения. В любых случаях неотъемлемая коммуникативная работа ведется родителями или взрослыми, которые находятся рядом с ребенком. Нужно освободить для ребенка пространство и замедлить темп жизни на столько, чтоб услышать то, что он хочет сказать. Ведь одно из правил – не слушать, а слышать. Учить ребенка поддерживать и продолжать разговор, отвечать на вопросы не одним словом, а развернутым предложением. Такой способ добавляет диалогу информативности, и полученную информацию ребенок уже сможет использовать в подходящий момент. Необходимо организовывать различные беседы с детьми, стремиться, чтобы ребенок не односложно отвечал на поставленный вопрос, а учился подробно рассказывать о тех или иных событиях происходящих в жизни. Так же и задавать ребенку конкретные вопросы, а не общие. Нужно правильно ставить вопросы. Например: «Чем вы сегодня занимались в садике, когда пошли в спортзал?» У ребенка сразу же всплывает картина того, что происходило именно в данном месте и ему легче воспроизвести и вспомнить.
Большое внимание необходимо уделять умению обобщать, сравнивать, противопоставлять. В этом помогут игры-загадки, которые можно придумывать самим вместе с ребенком. Для активности ребенка в речевом развитии целесообразно использовать произведения устного народного творчества. С самого рождения малыша мама при общении с ним использует потешки, заклички, песни, сказки. А в дальнейшем именно сказки становятся неотъемлемой частью в развитии речи ребенка. По сказкам можно беседовать, перессказывать, придумывать самим сюжет или менять окончание произведения, описывать героев и инсценировать. В инсценировку вовлекать как можно больше участников, чтобы у ребенка формировалось умение общаться со сверстниками и с другим социальным окружением.
Известно, что речь не является врожденной способностью ребенка, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для полноценного формирования речи, необходимы благоприятные условия, полноценное общение, количество и качество социальных контактов.