Лихоманова Надежда
Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.
Публикация «Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Именно тренировки речевого дыхания помогут предотвратить, а так же исправить эти проблемы. Это могут быть как одно-два упражнения на логопедическом занятии, так и целые комплексы дыхательной гимнастики. Упражнения направлены, в основном, на выработку направленной воздушной струи, необходимой для произнесения большинства звуков.
Для повышения интереса и большей эффективности, дыхательную гимнастику провожу в игровой форме. К гимнастике привлекаю сюжеты, рассказы, игрушки – так, чтобы ребенок был активно заинтересован происходящим. Это могут быть всевозможные вертушки, бумажные поделки, легкие мячики из пенопласта и пластмассы, ватка, «дождик» и др.
Гимнастику провожу в хорошо проветренном помещении, в свободной, не стесняющей движения одежде. В процессе речевого дыхания слежу, чтобы ребенок не напрягал мышцы в области шеи, рук, груди, живота. А так же - чтобы не надувались щеки. Ребенок набирает воздух через нос, выдох у него - длительный и плавный. После выдоха перед новым вдохом делает остановку на 2-3 секунды. Упражнения повторяются 3-5 раз.
Дыхательную гимнастику провожу как на индивидуальном логопедическом занятии, перед зеркалом, так и на фронтальном занятии. Всегда начинаю с общих дыхательных упражнений. С целью - увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнок учится дышать при закрытом рте. Тренируется носовой выдох: ребенок вдыхает глубоко и выдыхает длительно через нос. Затем тренируются ротовой выдох.
Данные упражнения хорошо проводить с детьми с заиканием, ринолалией, дизартрией. Они оказывают эффективное воздействие на просодическую сторону речи, влияют на чёткость дикции и в целом на речь детей.