Папки-передвижки

Развитие речевого дыхания у детей

Марина Моржухина
Развитие речевого дыхания у детей
▼ Скачать + Заказать документы

«Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют

потому, что болеют, а болеют потому,

что не умеют правильно дышать.

Научите их этому - и болезнь отступит».

А. Н. Стрельников.

Развитие речевого дыхания у детей.

Дыхание - одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.

Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребёнку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития для развития дыхания помогают также научить ребёнка правильно произносить те или иные звуки. Если ребёнок во время речи надувает щёки, то речь его невнятна именно по этой причине.

Необходимо научить ребёнка правильной выработке воздушной струи.

Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме.

Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно, оно позволяет рациональнее расходовать вдыхаемый воздух.

За коротким энергичным вдохом идёт пауза, а за непродолжительный выдох- источник образования звуков. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушение речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно - сосудистых заболеваний.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз.

Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом.

Правильному речевому дыханию вполне можно обучить.

Обучение, конечно же, проводится в игровой форме. Во время игровых упражнений необходим постоянный контроль над правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.

Условия проведения:

1. Не заниматься в пыльном, не проветриваемом, или сыром помещении.

2. Температура воздуха должна быть на уровне 18-20С.

3. Одежда не должна стеснять движений.

4. Не заниматься сразу после приёма пищи (не раньше, чем через 30 минут после еды, или на голодный желудок, при недомогании).

5. Не заниматься с ребёнком, если у него заболевание, органов дыхания в острой стадии.

6. Ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Правила выполнения упражнений.

1. Перед выдохом ребёнок делает вдох, глубокий и сильный, как говорят, «набив воздуха полную грудь».

2. Совершает выдох плавно, не толчками. Во время выдоха губы не сжимает, а складывает их трубочкой и не надувает щёки.

3. Во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребёнка выходил через нос, только через рот! В качестве эксперимента попробуйте зажать ноздри малышу пальцами, чтобы он сам почувствовал, как должен выходить воздух.

4. Вдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух.

5. При проведении игр, неправленых на развитие у ребёнка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребёнка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

«Кораблик».

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например кораблики. Вы можете устроить соревнование: «Чей кораблик дальше уплыл». Главное следить за тем, что воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Щеки надуваться не должны. У детей такие игры вызывают большой восторг, они отвлекаются от мыслей о доме и быстрее адаптируются к пространственной среде дошкольного учреждения.

«Бабочка лети».

Оборудование: цветки с прикреплёнными к ним бабочкой.

Инструкция к проведению: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на бабочку так, чтобы она слетела с цветка плавно, а не резко или рывками».

Бабочка сидит на цветке и не может взлететь, потому что промочила крылышки под дождём. Предложите ребёнку подуть на бабочку, чтобы её крылышки высохли, и она смогла улететь.

«Горячий чай».

Учить ребёнка делать плавный и длительный выдох (не добирая воздух).

Оборудование: чашка, вырезанная из картона, «пар» вырезается из голубого полиэтиленового мешочка и прикрепляется к чашке с помощью скотча.

Взрослый предлагает ребёнку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребёнок дует, на «пар». Если правильно дует, то «пар» отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: «Наберу воздуха и подую на чай.

«Песня ветра».

Развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: китайский колокольчик «Песня ветра».

Подвесьте колокольчик на удобном для ребёнка расстоянии (на уровне лица стоящего ребёнка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой методичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее – звук стал громче. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Для развития плавного выдоха можно использовать детские игрушки: бумажные султанчики, свистульки в виде различных птиц и животных; духовые музыкальные инструменты (дудочки, свирели, рожки); мыльные пузыри; разноцветные птички, сложенные из бумаги.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие речевого дыхания «Воздушные голы»Дидактическая игра на развитие речевого дыхания «Воздушные голы» Нам всем очень нравится красивая, плавная и мелодичная речь. Одним из важных условий формирования такой речи является правильное речевое.

Рисование-игра в технике кляксографии на развитие речевого дыхания «Парикмахерская» для детей младшего дошкольного возрастаРисование-игра в технике кляксографии на развитие речевого дыхания «Парикмахерская» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра на развитие речевого дыхания "Парикмахерская" для детей младшего возраста Правильное речевое дыхание у детей - одна.

Игры для развития речевого дыхания у детейИгры для развития речевого дыхания у детей Игры для развития речевого дыхания у детей Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Вопросы воспитания и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие речевого дыхания у детей
Опубликовано: 12 декабря 2024 в 22:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речевого дыхания у детей» (включая файлы) размещена пользователем Марина Моржухина (УИ 1053404) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД