Наталья Кириченко
Развитие психических процесcов и социально значимых качеств личности через развивающие и коррекционные игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Адаптационный синдром» – это первое с чем сталкивается педагог, начиная работать с вновь поступившими в детское дошкольное учреждение детьми.
Не обошла эта проблема и меня. Дети, пришедшие в группу, тяжело переживали выход из семьи, разлуку с матерью. Были не готовы к вступлению в широкий круг социальных отношений. Желание помочь им преодолеть свои страхи, научить общаться и побудило меня обратиться к данной теме.
Публикация «Развитие психических процесcов и социально значимых качеств личности через развивающие и коррекционные игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Начала я работу со знакомства с литературой по этому вопросу, поиска уже известных способов и методов работы, и затем непосредственного их использования в своей деятельности.
В группе стремилась установить доверительно –искренние отношения с каждым ребёнком, понять его проблемы, помочь ему установить доброжелательные контакты со сверстниками, создать обстановку тепла и эмоционального комфорта.
Применяла такие формы работы, как
• мимическая гимнастика («Улыбочка», «Что в корзиночке лежит?» и др.);
• психозарядка («Храбрый заяц», «Жадный пёс» и др.);
• пальчиковые упражнения («Во дворе у брата…», «Груздь на солнце греет бок…» и др.);
• чтение художественной литературы;
• просмотр диафильмов;
• прослушивание музыкальных произведений (фонотеки классической музыки «Малыш в лесу», «Малыш у реки» и др.);
• беседы, игры –драматизации, занятия («Игры гномиков», «Встреча с Буратино» и др.);
• изобразительная деятельность («Облака плывут по небу», «Волшебница осень», «Сказочный фонтан», «Дракоша» и др.);
• коррекционные игры;
• сюрпризные моменты и другие.
Постепенно, исходя из практической обусловленности, работа систематизировалась и теперь имеет следующий вид:
Первый этап
Формирование эмоциональной децентрации.
На этом этапе происходит знакомство детей с эмоциями радости, обиды, гнева, страха, стыда, удивления, интереса. Дети учатся распознавать и овладевать базовыми эмоциями (по мере сил). Формируется самосознание.
На данном этапе работы мною были использованы следующие коррекционные игры : «Волна», «Театр», «Шурум –Бурум», «Аа –а -ах!», «Встань на его место» и другие. Происходило знакомство детей с Феей Здрасте из книги Л. Васильевой-Гангус «Азбука вежливости» и персонажами других литературных произведений. Велись беседы о чувствах своих и героев сказок; затем в художественно –творческой деятельности зарисовывали их («Три медведя», «Три мудрых гномыча» и др.). Такое подробное знакомство с чувствами, поступками сказочных персонажей способствовало более полному осмыслению детьми характеров героев.
Второй этап
Обеспечение адекватного ролевого развития детей.
Считала уместным, и это оказалось результативным, использование здесь:
• коммуникативных и тренинговых игр («Ворона», «Комплементы», «Здравствуй, незнакомец» и тому подобные);
• игр на развитие творческих способностей («Чудесный лес», инсценировки);
• релаксацию;
• игры на снижение агрессии («Подушечные бои», «Ругаемся овощами», «Нет! Да!» и др.).
Третий этап
Развитие памяти, внимания, мышления.
Коррекцию познавательной сферы психики выделяю третьим этапом условно, так как задания и упражнения, направленные на развитие психических функций, предлагала детям значительно раньше, параллельно с началом изучения эмоций.
Предлагала детям следующие игры :
• на развитие памяти : «Что изменилось?», «Запомни фигуры» и др.
• способствующие развитию мышления «Четвёртый лишний», «Угадай, что загадала» и др.
• на развитие внимания «Съедобное –несъедобное», «Повторяй за мной» и др.
Для реализации поставленных задач, в групповом помещении была создана специальная предметно –развивающая среда. К примеру, это:
• выставки детских работ («Самая радостная радость», «Волшебные краски» и др.);
• стенд «Теремок»;
• систематические фоторепортажи о жизни детей (в группе, дома и др.)
Всё это помогает создать обстановку, побуждающую к общению взрослых и детей, ребят между собой.
Оснащение спортивного центра новым инвентарём, способствовало преодолению двигательного автоматизма, снятию мышечного напряжения, стимулировало активность детей (выступая в качестве поощрения, награды).
Придуманные детьми правила поведения в группе («Закон дружбы», «У каждой вещи своё место», «Сломал –почини») помогали детям контролировать свои поступки, вместе с друзьями анализировать их.
С помощью родителей была создана «мягкая зона» отдыха, где детям очень нравилось находиться. Многофункционально использовались подушки: это и материал для постройки башен, и ковёр –самолёт, и «болотные кочки», и оружие для «подушечных боёв», и многое другое.
Знакомство детей с художественной литературой (сказки А. С. Пушкина, К. Чуковского, народные сказки «Гуси –лебеди», «Три медведя», произведения Н. Носова «Фантазёры», «Живая шляпа» и другие, инсценировка понравившихся эпизодов – помогают детям глубже понять смысл произведений, разобраться в поступках и характерах героев.
Особую значимость сейчас приобретает обращение к героям русских народных сказок, так как перенасыщение телеэкранов западными мультфильмами приводит к тому, что дети теряют доступ к духовному наследию своего народа, что, по мнению К. Юнга, порождает духовную нищету и чувство страха.
Знакомясь с народным творчеством, ребята с радостью узнают, а в дальнейшем используют в своих играх считалочки («Шли бараны вдоль дорожки…», «Шёл крокодил…», «На золотом крыльце сидели…», потешки («Идёт коза рогатая…», «По кочкам, по кочкам…», заклички («Солнышко, колоколышко!», «Дождик припусти…», дразнилки («Мишка –медведь…»).
Не остаё тся без внимания и мудрость народная: «Дело мастера боится», «Делу время –потехе час», «Утро вечера мудренее» и другие. Дети знакомятся с загадками, пословицами, поговорками: «Расти, коса, не путайся, дочка –маму слушайся» и др.
С помощью родителей в группе был создан живой уголок, в котором дети приобретали первые навыки по уходу за животными: попугаем Ритой и хомяком Тишей, при этом формировалась ответственность за чью –то жизнь, воспитывались сострадание и милосердие.
В течение ряда лет дети ухаживали за персонифицированным растением, наблюдали за их ростом и развитием. Многие дети, воодушевлённые тем, что в детском саду у них ест «зелёный друг», нуждающийся в любви и внимании, посадили растения и у себя дома.
Для успешного выполнения задач по развитию таких психических процессов, как внимание, память, творческое воображение, логическое мышление, мною изготовлен ряд пособий, дидактических игр, таблиц («Заполни клетку», «Какой следующий», «Найди нужный квадрат» и другие). Широко используются задания –упражнения, познавательные игры, загадки.
Продуктивная работа с детьми невозможна без помощи и поддержки родителей, без их заинтересованного участия. Поэтому в работе с родителями я, кроме традиционных форм (родительские собрания, консультации, информационные папки –передвижки, использовала и нестандартные:
• Дни именинников;
• День мальчиков;
• День девочек;
• Просмотр видеофильмов;
• Посиделки у самовара и др.
Такие мероприятия позволили родителям увидеть своих детей с другой стороны, узнать друзей своих детей, скорректировать своё поведение по отношению к своим сыновьям и дочерям, познакомиться с родителями других детей. Приобщение родителей к жизни детей в детском саду, привлечение их к активному участию в ней способствовало установлению более тесных отношений в семье и появлению общих общественных интересов, общих друзей.
Нетрадиционные формы общения с родителями –это наглядная демонстрация методов работы с детьми, которая пропагандирует педагогические знания, расширяет родительский опыт взаимодействия с ребёнком.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проводимая мною на протяжение ряда лет работа по формированию психических процессов и социально значимых качеств личности у дошкольников, позволяет с уверенностью сказать, что правильно спланированная, проводимая в комплексе работа непременно принесёт положительные результаты.
Для успешного развития каждого ребёнка необходима ситуация психологического комфорта, обеспечивающая ситуацию успеха, обстановка доброжелательности и поощрения.
Наибольший эффект даёт материал, доступный детям по форме и содержанию. У детей сильно развит механизм идентификации, эмоционального включения, это и необходимо использовать, предлагая детям материал в игровой форме, что способствует усвоению сложного материала без умственного и нервного напряжения.
Результатом своей работы считаю следующее:
• у моих воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира;
• приобретены навыки общения;
• хорошая подготовка детей к школе;
• активное приобщение детей к общественным ценностям;
• сформированный дружный коллектив детей и родителей (многие выпускники продолжают общаться семьями, родители устраивают детские праздники, обращаются за советами, благодарят за помощь в воспитании детей).