Ольга Соколова
Развитие познавательной функции речи у детей ОВЗ посредством формирования обобщающих понятий и категорий
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной функции речи у детей с ОВЗ посредством формирования обобщающих понятий и категорий.
Поскольку речь является для ребенка средством получения информации, способом передачи опыта (передачи знаний, способов действия, средством мышления, то в данной работе мной рассматривается именно познавательная функция речи.
Публикация «Развитие познавательной функции речи у детей ОВЗ посредством формирования обобщающих понятий и категорий» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Важнейшей задачей развития мышления ребенка является формирование у него таких форм познания предметов и явлений окружающей действительности, которые отражали бы существенные признаки, связи и взаимоотношения между ними, что является предпосылками для формирования обобщенных представлений и элементарных понятий. Формирование понятий очень важно для успешной подготовки ребенка к обучению в школе. Педагоги и родители должны научить ребенка выделять существенные признаки предметов; уметь делать простые обобщения.
При работе с детьми с общим недоразвитием речи, мы можем увидеть, что процесс формирования понятий, обобщений и выделения элементарных категорий будет затруднен, что потребует от специалистов применения определенных методик. Способность к овладению обобщенными понятиями – одна из проблемных, но необходимых сторон развития речи ребенка с ОВЗ. Без сформированных обобщенных понятий ребенку будет сложно перейти на другой, абстрактный уровень мышления, характерный для школьного периода обучения и для взрослой полноценной жизни.
Для начала мы уточним терминологию, которой будем оперировать в процессе презентации:
- Познавательная функция речи – использование языка в процессе мышления и обмена информацией, в процессе познания действительности.
- Понятие - мысль о наиболее общих, существенных и специфических свойствах (признаках) класса объектов или явлений. В понятии эти объекты или явления характеризуются обобщённо, без называния их частных или второстепенных признаков.
- Обобщение – умственное действие, направленное на познание общего признака, присущего целому классу объектов. Обобщение дает возможность установить связь неизвестного объекта с известными на основе наличия общего признака, свойственного им.