Лучший педагог года

Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС до

Ольга Гриднева
Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС до
▼ Скачать +Заказ

Месторасположение нашего детского сада позволяет активно сотрудничать с МБОУ СОШ, детской библиотекой, Центром культуры и досуга и физкультурно-оздоровительным комплексом.

В дошкольном учреждении функционирует семь групп для детей от 1,5 до 8 лет. Дошкольное учреждение реализует основную образовательную программу дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС ДО» размещена в разделах

В процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) возникает необходимость в использовании инновационных подходов в работе с дошкольниками, которые опираются на разработку технологий организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса, поиск новых форм и методов образовательной деятельности.

Значительную роль играет применение современных информационно-коммуникативных технологий, использование интерактивных методов обучения.

Практика показывает, что интерактивное обучение влияет на структуру образовательной деятельности с детьми, требует особой организации и особого выбора необходимых интерактивных методов и приемов обучения.

Работая в дошкольном учреждении, проводя изучение особенностей развития детей, можно отметить, что активность детей на ОД, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер. Дети почти не задают встречных вопросов. После бесед, игровых ситуаций не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.

Увеличивается число дошкольников, которые не хотят идти в школу.

Причинами, препятствующими развитию познавательной активности детей, являются готовые знания, которые даются ребенку раньше, чем он может их усвоить. Поэтому дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки» и как следствие слабо владеют познавательными действиями.

Все вышеперечисленные аргументы и привели к изучению данной проблемы. Был сделан вывод об использовании интерактивных методов обучения для формирования познавательной активности детей дошкольного возраста.

Актуальность опыта

Проблема развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста в течение многих лет остается актуальной. Но как показала практика, познавательное развитие в детском саду, как правило, сводится к формированию у детей систематических знаний об окружающем мире, развитию элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте. Процесс обучения дошкольников строится по принципу «повтори за мной». Совсем по-другому происходит процесс усвоения знаний при интерактивном обучении. В этом случае ребенок сам добывает знания, сам находит ответы на поставленные вопросы. Преимущества такого обучения очевидны.

Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, проектную деятельность, совместное разрешение проблемных ситуаций.

Их использование способствуют установлению эмоциональных контактов между обучаемыми, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку дошкольников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Актуальность данного опыта обусловлена педагогической значимостью интерактивных методов обучения, а так же необходимостью всестороннего изучения и применения их на практике для развития познавательной активности дошкольников.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая идея данного опыта заключается в создании дидактически активной среды, способствующей познавательной активности дошкольников в ходе усвоения нового материала и закрепления пройденного через использование интерактивных методов обучения.

Теоретическая база опыта

В описании опыта были использованы понятия : «интерактивное обучение», «ИКТ», «познавательная активность», «интерактивные технологии».

Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Ребенок стремится к знаниям, а само их освоение происходит через многочисленные «зачем?», «как?», «почему?». Еще И. М. Сеченов писал о прирожденном и крайне ценном свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь.

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследователи–педагоги выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной, исследовательской деятельности и мыслительных операций.

Современные педагоги– новаторы: Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Н. Е. Веракса [3], Джон Дьюи [12] и др. считали, что: познавательная активность дошкольников – это активность, проявляемая в процессе познания. Она является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, е самостоятельности и инициативности.

Термины «интерактивный», «интерактив» происходят от английского «interact» («inter» - «между», «взаимный», «act»«действовать», «действие») [4]. Они означают способность взаимодействовать, находиться во взаимодействии (т. е. действуя друг на друга); в режиме беседы с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо.

В основе интеракции лежит теория социального взаимодействия, разработанная американским философом и социологом Дж. Мидом. Согласно этой теории, развитие личности совершается в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы в ходе совместной деятельности.

С 70-х годов двадцатого века технологии интерактивного обучения уверенно и прочно вошли в практику США, Германии, и других стран. Для российской школы и детского сада интерактивное обучение, появившееся только в начале 90-х годов, является достаточно новым явлением.

Изучение и анализ идеи исследователей: Е. В. Коротаева [6], Б. Ц. Бадмаева

С. С. Кашлева [8] позволяет характеризовать сущность интерактивного обучения следующим образом : Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. [10]

Методы группового взаимодействия принято называть интерактивными

Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет детям не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие.

Термин «Интерактивные технологии» автором рассматриваться в двух значениях: технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера и организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера.

Новизна опыта заключается в эффективном применении существующих и создание оригинальных интерактивных форм обучения детей, способствующих развитию познавательной активности дошкольников.

Характеристика условий применения опыта

Данный опыт работы может быть использован воспитателями и специалистами ДОУ, педагогами дополнительного образования и родителями. Представленный опыт позволяет любому педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, дополнить организацию образовательного процесса по познавательному развитию инновационными технологиями в процессе интерактивного обучения способствуя всестороннему развитию личности и решению задач ФГОС ДО.

Технология опыта

Цель данного опыта заключается в развитии познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения ФГОС ДО.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

• Изучить и проанализировать данную проблему в научной литературе.

• Создать необходимые условия (мотивационные, организационные, информационные, материально-технические) для работы по данной теме.

• Отобрать оптимальные методы педагогического воздействия на познавательную активность дошкольников.

• Систематизировать работу по отработке алгоритма внедрения интерактивных методов обучения.

• Выстроить систему сотрудничества с родителями с использованием интерактивных методов обучения в развитии познавательной активности дошкольников.

Создать в педагогическом коллективе атмосферы значимости по проблеме: «Использование интерактивных методов обучения в развитии познавательной активности дошкольников в условиях ФГОС ДО».

Работа по данному направлению началась с подбора и изучения методической, психолого-педагогической литературы, которая позволила создать условия для использования интерактивных методов педагогики в развитии познавательной активности дошкольников в условиях ФГОС ДО.

Познавательное развитие дошкольников предполагает рассматривать как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относятся : любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познаниями окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы, анализировать, сравнивать, группировать. У детей отмечалось бедное творческое мышление, воображение, слабо развиты коммуникативные умения, навыки. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо.

Проанализировав педагогическую диагностику психических познавательных процессов детей, был сделан вывод, что активное использование интерактивных методов обучения при работе с детьми позволит повысить показатели познавательной активности

С целью изменения сложившейся ситуации был обозначен комплекс нормативных показателей познавательной активности воспитанника к концу дошкольного возраста, который является целевым ориентиром для воспитателя (и критерием успешного продвижения ребенка) :

Ребенок проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы (почему? зачем? как); обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение («потому что.»); стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (лэпбуки, коллекции); проявляет интерес к познавательной литературе; пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним; самостоятельно составлять схемы, карты, изготавливать лэпбуки, и др. В ходе изучения психолого-педагогической литературы систематизирован материал, раскрывающий динамику формирования познавательной активности.

Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели. Например, создание комфортных условий обучения (умения использовать технику, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения, умения правильно организовывать пространство для занятия и т. д.) и включенность дошкольников в учебно-игровое взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Технология интерактивного обучения предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми, причем возможны следующие коммуникационные взаимодействия: «ребенок – ребенок» (работа в парах, «ребенок – группа детей» (работа в группах, «ребенок – аудитория» или «группа детей – аудитория» (презентация работы в группах) и т. д.

Таким образом, основными формами интерактивного обучения можно считать :

• Совместную деятельность детей и взрослого

• Совместную деятельность детей друг с другом

• Самостоятельную деятельность детей

Немаловажным направлением в работе стала организация предметно - пространственной развивающей среды как в группе так и в саду в целом. Согласно психолого-педагогическим требованиям к развивающей предметно- пространственной среде в свете требований ФГОС. Она должна быть содержательно- насыщенной, трансформирумой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.

Для организации образовательной деятельности есть возможность пользования локальной сетью, компьютером, ноутбуком, ксероксом, сканером, брошюровщиком, ламинатором, принтером, проектором, магнитофоном с флеш-памятью, DVD, медиатекой.

В зависимости от возраста детей, выступают следующие интерактивные методы и приёмы :

игры, мозговой штурм, обыгрывание ролей, игровое проектирование (лэпбуки, анализ конкретных проблемных ситуаций и другие.

• II младшая группа – работа в парах, хоровод;

• средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

• старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум;

• подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, большой круг, дерево знаний.

В процессе интерактивного общения в парах, группах, между группами у детей формируется собственное мнение по тому или иному событию, явлению, активная жизненная позиция, творческие способности; развиваются речь, чувство ответственности за общее дело, систематизируются, анализируются представления, понятия; устанавливаются логические связи, содействующие пониманию закономерностей.

Одним из средств интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей, выступают ИКТ.

Использование ИКТ должно быть дозированным и целесообразным. Самая замечательная компьютерная игра не заменит подвижных игр, игр с реальными предметами.

Интересным приемом работы являются интерактивные экскурсии. Преимущество такой экскурсии – не покидая помещения группы, ознакомиться с объектами, на основе которых раскрывается тема, услышать об этих объектах необходимую информацию, овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.

Обогащать опыт детей в овладении действиями наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями помогает «Корзина идей». Например, в игровой ситуации: «Зайкины именины»,, на мотивационном этапе дети получают прямой вопрос, вводятся в проблемную ситуацию, распределяются на малые группы и вспоминают нормы и правила сотрудничества. Сначала каждый ребенок ищет ответ самостоятельно: выбирает картинки. Затем происходит обмен информацией в малых группах. Дети обсуждают, выясняют, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли противоречия, находят общие решения. Далее все идеи «сбрасываются» в общую корзину, даже если они ошибочны. Воспитатель как субъект интерактивного общения вносит и свои идеи, новые сведения, знания. В процессе общего обсуждения уточняются идеи, исправляются ошибки и формулируется вывод. На заключительном этапе воспитатель организует рефлексию, обеспечивает возможность использования полученных знаний в повседневной жизни.

Перспективной формой интерактивного обучения, одной из разновидностью метода проекта считается Лэпбук- «умные книжки самоделки». (lap – колени, book – книга).

Например, реализуя образовательную деятельность по теме: «Домашние и дикие животные» из цикла («Кто нас окружает», лэпбук выступает заключительным этапом самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лепбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденные

Внедрение интерактивных форм дает положительные результаты в работе с педагогами. Автор использует как традиционные, новые, так и новейшие интерактивные формы и методы работы, которые помогают решать проблему развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста.

Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус.

Как показывает практика, грамотно построенная система интерактивных методов работы с педагогическими кадрами - приводит к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплачивает коллектив педагогов. Это подтверждают выступления на педсоветах, семинарах и конференциях: «Методы интерактивной педагогики в дошкольном учреждении в условиях ФГОС ДО», «Формы и методы работы по патриотическому воспитанию в ДОУ средствами инновационных и активных методов обучения и воспитания» с мультимедийным сопровождением.

Внедрение Интерактивных методов работы дает положительные результаты и в приобщении родителей к участию в жизни детского сада

Основным направлением применения методики интерактивного общения с родителями является «цепочка» ПЕДАГОГ – РОДИТЕЛЬ – КОМПЬЮТЕР – РЕБЕНОК.

Использование средств ИКТ, конечно же, не заменяет традиционных методов и технологий работы с родителями, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует родителей и тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение интерактивных методов активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Результативность опыта

Проведенная работа доказала и подтвердила необходимость, важность и эффективность применения существующих и создание оригинальных интерактивных форм обучения детей, способствующих развитию познавательной активности дошкольников

Применение современных образовательных технологий и интерактивного обучения дает положительную динамику роста уровня познавательной активности воспитанников, которая прослеживается при проведении мониторинга.

Применяя современные образовательные технологии и интерактивное обучение с целью развития познавательной активности дошкольников можно добиться позитивных результатов с детьми

Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.

Публикации по теме:

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОСЛэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС «Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО». МБДОУ д/с № 27 г. Глазова УР является.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления» Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»» 4 февраля в нашем.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Осень» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Осень» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Темы, связанные с изучением зимы, весны, лета и осени, в ДОУ рассматриваются ежегодно. Поэтому педагогу очень важно найти оптимальный способ.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до В учебно-воспитательном процессе детского сада изучение правил дорожного движения - ПДД, составляет значительную часть рассмотрения темы,.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Шахматы» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Шахматы» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Это интерактивное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и является особой формой организации учебного материала.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Пособие будет интересно и полезно воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям для совместной деятельности со своими.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС  .

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС до
Опубликовано: 6 декабря 2022 в 19:35
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гриднева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД