Ольга Нестерова
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста на основе технологии «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по развитию познавательной активности детей через использование дидактических игр математического содержания актуальна и своевременна, так как, во-первых, ведущей деятельностью является игра, во-вторых, объем, и качество знаний по математике – один из аспектов, определяющий готовность ребенка к школе, в-третьих, способность ребенка нестандартно мыслить, принимать нетрадиционные способы решения задач помогут в дальнейшем делать выводы, строить умозаключения, т. е. происходит активизация мыслительных процессов.
Публикация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста на основе технологии „Ситуация“» размещена в разделах
Учеными (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Л. А. Венгер, В. Н. Аванесова, А. И. Сорокина, Е. И. Касаткина и др.) доказано, что дидактические игры, игровые занятия и приемы, позволяют повысить восприимчивость детей, вносят занимательность. Использование дидактических игр как средства обучения дошкольников это наиболее адекватный путь включения детей дошкольного возраста в учебную деятельность, так как способствуют развитию психических процессов, а задачи обучения и воспитания в них решаются в доступной привлекательной для ребенка форме, имитирующей свободную игровую ситуацию.
Активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему получить знания в легкой, непринужденной форме.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначено, что образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Развитие ребёнка происходит в деятельности, никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для того чтобы ребенку было комфортно, интересно, чтобы он без труда мог включиться в любую деятельность в нашем детском саду внедряется в работу технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасовой.
Технология «Ситуация» обеспечивает условия, при которых дети имеют возможность «прожить» (на уровне приобретения первичного опыта) как отдельные шаги метода рефлексивной самоорганизации, так и весь путь преодоления затруднения - фиксации того, что получается, анализа, исследования, понимания причин, применения правил, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни.
Целостная структура технологии «Ситуация» включает в себя шесть последовательных этапов. Первый этап «Введение в игровую ситуацию» - создание интересной мотивации к деятельности. На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать. Педагог включает детей в беседу, личностно- значимую для них, связанную с их личным опытом. Детям предлагается ситуация, мотивирующая их к дидактической игре. Второй этап «Актуализация» - выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания. Этот этап подготовительный к следующим этапам, на которых дети должны сделать «открытие» для себя нового знания. Здесь в процессе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). Дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и не догадываются, что воспитатель ведет их к новым открытиям. Третий этап «Затруднение в игровой ситуации» - этот этап ключевой - он организует детей сделать анализ возникшей ситуации и повести их к выявлению места и причины затруднения. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой воспитатель помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявить его причины. Таким образом, на данном этапе важно зафиксировать в речи воспитателя затруднение, чтобы данное затруднение было значимым для каждого ребенка, а не общим для всех. Завершение этапа связано с фиксированием в речи затруднения в предметной деятельности и его причины («Смогли?», «Почему не смогли?»). Четвертый этап «Открытие детьми нового знания (способа действия)» - организация диалога педагога с детьми направленный на открытие нового знания. Воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний. С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения. На этом этапе дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации (посмотреть у товарища, спросить у взрослого, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного «открытия» нового знания. На данном этапе ребенок является открывателем, а взрослый его помощником. Пятый этап «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка» - закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях. На данном этапе воспитатель предлагает ситуации, в которых новое знание используется совместно с освоенными ранее способами. При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, применять правило, планировать свою деятельность. Используются вопросы: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?» Особое внимание на данном этапе уделяется развитию умения контролировать способ выполнения своих действий и действий своих сверстников. Шестой этап «Осмысление» (итог) - организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности. Данный этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной самоорганизации, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижений цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. С помощью вопросов «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижения детской цели. Далее с помощью вопроса «Почему вам это удалось?» воспитатель подводит детей к тому, что они достигли детскую цель благодаря тому, что узнали новое и чему-то научились. Воспитатель сводит детскую и учебную цели и создает ситуацию успеха : «Вам удалось. потому что вы узнали (научились)». Педагог, использующий деятельностный метод, не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами "откроют" его для себя или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия - в зависимости от тех дидактических целей, которые ставит воспитатель. И, следовательно, он перестает выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей. Технология «Ситуация» дает воспитателю ключ управления этим процессом.
Занятия с детьми – это система дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия, т. е. играют, не замечая, что идет обучение. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. В ходе игр осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах, так как идет частая смена положения у детей (на ковре, за столами, у магнитной доски, сидят, стоят, танцуют, бегут, ползут и т. д.). На занятиях проводятся физкультминутки, разные виды гимнастик, тематически связанные с учебными заданиями, которые позволяют переключить активность детей, не выходя из игровой ситуации. Занятия проводятся в атмосфере доброжелательности, для каждого ребенка создается ситуация успеха. Это важно не только для развития познавательных процессов, но и для сохранения и поддержки его здоровья.
От года к году уровень, на котором проводится работа с детьми, постепенно меняется: увеличивается степень их самостоятельности, от материальных действий с конкретными предметами они переходят к материализованным действиям с графическими моделями исследуемых объектов, приобретают опыт знакового фиксирования и выражения в речи наблюдаемых свойств и закономерностей. Большое внимание в старшем дошкольном возрасте уделяется развитию вариативности мышления, воображения и творческих способностей детей. Они не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Дети систематически выполняют задания, допускающие различные варианты решения. При этом уровень трудности постепенно возрастал. Дети выбирали лишнюю фигуру сначала из конкретных предметов (цветок другого цвета, листик другого размера, затем из простейших геометрических фигур (круг другого размера, фигура другой формы - квадрат). При обсуждении дети обосновывают свои версии, в результате обсуждения устанавливается верный и неверный ответ, ошибки исправляются. Такой подход раскрепощает детей, снимает, у них страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа. Работа с дошкольниками ведется в зоне их ближайшего развития : наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предлагаются и такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Успешное самостоятельное (под руководством взрослого) преодоление препятствий помогает детям пережить радость победы, формирует у них желание и умение преодолевать трудности. В итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего развития «минимум», но при этом не тормозится продвижение вперед более подготовленных детей.
В старшей и подготовительной группе на занятиях в группе широко используется работа в пособии-тетради под руководством воспитателя. В процессе этой работы дошкольники приобщаются к формам работы, которые ожидают их в школе. Содержание заданий активизирует их мыслительную деятельность, заставляет их наблюдать, анализировать, перебирать различные варианты решений. В результате этой работы, с одной стороны, формируются те качества, которые как раз и определяют психологическую готовность ребенка к школе, а с другой - закладываются основы развития всех содержательно - методических линий курса математики основной школы.
Мониторинг образовательного процесса показал, что отмечается положительная динамика познавательного развития детей группы, что подтверждает эффективность использования современных образовательных технологий и методик. Результатом работы по развитию познавательной активности дошкольников стал рост их любознательности, находчивости, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, интерес к причинно-следственным связям, появление способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Опыт работы показал, что использование дидактических игр и упражнений на занятиях и в повседневной жизни благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.
Технология ситуация является инструментом, позволяющим системно и целостно формировать у дошкольников первичный опыт выполнения всего комплекса универсальных учебных действий, сохраняя при этом своеобразие ДОУ как образовательного учреждения, приоритетом которого является игровая деятельность. На дошкольной ступени дети приобретают первичный опыт выполнения универсальных действий по преодолению затруднения. Таким образом, в период дошкольной подготовки формируется мотивация к самостоятельной мыслительной деятельности дошкольников, а курс «Игралочка», лежащий в основе формирования элементарных математических представлений, является стержнеобразующим технологическим звеном Программы, на котором дети системно и целостно приобретают опыт выполнения всего комплекса универсальных действий, ведущих их к дельнейшему самообразованию и успешному будущему в школе и жизни.
Список литературы:
1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника : учебно-методическое пособие/ Е. И. Касткина. – М. : Дрофа
2. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка - ступенька к школе. Практический курс математики для детей 5-6 лет. Методические рекомендации. Часть 3. ФГОС ДО
3. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Парциальная образовательная программа математического развития дошкольников. ФГОС ДО
4. Петерсон Л. Г., Лыкова И. А. Методические рекомендации к комплексной образовательной программе ДО "Мир открытий". ФГОС
5. Петерсон Л. Г., Лыкова И. А., Рыжова Н. А. Комплексная образовательная программа дошкольного образования "Мир открытий". ФГОС ДО
6. Трифонова Е. В., Петерсон Л. Г., Лыкова И. А. Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования "Мир открытий". ФГОС ДО
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - «Центр педагогического образования»