Хава Косумова
Развитие познавательного интереса дошкольников как одно из важнейших условий успешного обучения в школе
▼ Скачать + Заказать документы
При работе с детьми дошкольного возраста особое значение имеет систематическая, планомерная подготовка к школе. Практика показывает, что наименее успешны в школе интеллектуально пассивные дети, с недостаточно развитой познавательной активностью. Решать проблему интеллектуальной пассивности детей, отсутствия познавательного интереса, как одного из факторов школьной дезадаптации, возможно при соблюдении принципа преемственности в обучении и развитии детей на дошкольной ступени и в начальной школе.
Публикация «Развитие познавательного интереса дошкольников как одно из важнейших условий успешного обучения в школе» размещена в разделах
Целью работы в данном направлении является: создать условия для максимального раскрытия интеллектуального и творческого потенциала детей дошкольного возраста. Нами были определены следующие задачи:
изучить теоретические и практические материалы, исследования по формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста;
использовать в работе наиболее эффективные формы, методы и приёмы развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста;
создать картотеку игр на развитие познавательно - речевой активности дошкольников;
повысить родительскую компетентность в вопросах формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Познавательная активность дошкольников – активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, желании уточнить, углубить свои знания, самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении творчества, а так же в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале. Чтобы поддерживать и развивать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей, который тесно связан с эмоциональной жизнью ребенка. Если ребенок удовлетворил свой интерес - узнал, научился – он испытывает положительные эмоции. Если нет - отрицательные эмоции. И если игнорировать детские «почему» - можно заглушить у детей познавательный интерес. Наличие познавательного интереса у дошкольников усиливает эффект воспитания, развития, обучения.
Подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности по следующим причинам:
интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;
создаёт более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.
Начиная любую работу с детьми, педагог, прежде всего должен начинать с самого себя: быть в постоянном творческом поиске, иметь желание усовершенствовать свою работу, находить новые эффективные формы и методы работы. Ежедневно, ежеминутно узнавать своих детей, изучать их, относиться к детям с «оптимистической гипотезой», т. е. опираться на лучшее в них, верить в их возможности, всем своим поведением (действиями, жестами, взглядом, голосом) дать почувствовать детям заинтересованное отношение к ним и на этом строить познавательное общение.
Немаловажное значение в развитии познавательной активности детей имеет хорошо оборудованная, насыщенная развивающая предметно- пространственная среда. Создаваемые условия должны стимулировать детей на поиск ответов на поставленные вопросы, получение дополнительной информации по содержанию занятия и на самостоятельную исследовательскую деятельность. У воспитанников должен быть свободный доступ к пособиям и материалам прошедшего занятия (возможность внимательнее рассмотреть иллюстрации, повторить опыт, самостоятельно смоделировать ситуацию на макете и т. д.). Невозможно обойтись и без детской познавательной литературы, поэтому в группе необходимо оборудовать «Полочка умных книг» (детские энциклопедии, тематические познавательные книги «Насекомые», «Космос», «Как устроен самолет?» и т. д.). Эта полочка пополняется самодельными книжками – малышками, изготовленными детьми совместно с воспитателем или родителями: «Животные камчатского края», «Помощники людей – машины», «Загадки с грядки». Глобус, физическая карта, атласы помогают совершать путешествия в различные уголки Земли. Незаменимы в работе настольные игры развивающего характера, которые подбираются с учётом возраста, тематики изучаемого материала, а также аудиотека и видеотека.
На успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызывать заинтересованность и познавательную активность детей. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребенка в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление успехов и достижений детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми - таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников.
Снижение интереса и активности на занятии некоторых детей может быть связано либо со сложностью предлагаемого материала ребенку, либо его легкостью. Поэтому, готовясь к занятию, необходимо дифференцировать задания с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Применение многосенсорного подхода к обучению и воспитанию дошкольников, подразумевает изложение учебного материала с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое восприятие и запоминание детей. Например, на занятии по обучению грамоте при знакомстве с новым звуком и буквой совместно с детьми:
обращаем внимание на положение органов артикуляционного аппарата (кинестетическое восприятие);
произносим звук с разной интонацией, громкостью, «пропеваем» звук на мелодии детских песен (аудиальное восприятие);
рассматриваем букву, соотносим с какими-либо образами, выделение изучаемой буквы из ряда других букв (визуальное восприятие);
конструируем букву из пластилина, крупы, камней, ниток, веточек, деталей конструктора; изображаем букву с помощью пантомимы (телом); «прописываем» буквы в воздухе рукой, носиком, ногой… (кинестетическое восприятие).
При организации различных видов деятельности целесообразно применение здоровьесберегающих технологий. Наряду с традиционными физкультминутками дети с удовольствием выполняют дыхательные упражнения, комплексы упражнений для глаз, вызывают интерес детей игры – энергизаторы, игры – релаксаторы. Для предупреждения утомления детей на занятии использую различные зоны группового помещения (за столами, в кругу, стоя у магнитной доски, сидя на ковре).
В своей работе воспитателю необходимо применять ряд методов и приёмов, стимулирующих познавательную активность детей. Игровые приёмы, выстроенные в логике изучения программного материала, обеспечивают заинтересованное восприятие информации, помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, которая воспринимается, в этом случае, как лично значимая цель. Приведу примеры некоторых из них: - «Моделирование» - создание макетов города, улицы, космического корабля, природных ландшафтов в свободной деятельности детей являются подготовительной работой к развертыванию сюжета занятия-путешествия.
В работе с дошкольниками я считаю, необходимо использовать познавательные задачи, под которыми нужно понимать учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Для систематизации знаний детей можно использовать методы ТРИЗ: «мозговой штурм», «свободные ассоциации», «морфологический анализ», игры «Что сначала, что потом», «Наоборот» и другие. Применение этой технологии позволяет сочетать предметно-познавательную деятельность с методами активизации и развития творческого мышления у детей. Занятия будут познавательными, если дети: думают, внимательны, удивляются новизне, фантазируют. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности. К эффективным методам познавательного развития воспитанников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Проектная технология позволяет больший объём изучить информацию. Я считаю, что важным моментом является возможность у детей изучение той или иной темы в свободной деятельности. В проектной деятельности принимают участие не только воспитанники и педагог, но и их родители. Дети вместе со взрослыми познают что-то новое, в экспериментировании убеждаются в том, что говорится на словах или прочитав в книге. Взрослые помогают детям работать в этом направлении. Ребёнок и взрослые сближаются, а это так сейчас необходимо и в воспитании детей. В этом и заключается особенность взросло-детского проекта. Совместная работа сбора информации раскрывает потенциал творческих способностей детей, активно вовлекает родителей в образовательный процесс. Проектирование представляет собой очень важную сферу познавательной деятельности дошкольников и оказывает большое влияние на развитие ребёнка. Прежде всего, расширяются знания детей о различных областях его деятельности. Это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов, проводимых в детском саду. Стоит отметить, что в дошкольном возрасте ребёнок приобретает навык публичного предъявления своих мыслей, умозаключения, рассуждения. Эти качества необходимо развивать, они помогут ребёнку в успешном обучении в школе. Метод проектирования я считаю является самым эффективным условием, построения образовательного процесса с учётом интеграции образовательных областей, чтобы обеспечить преемственность между детским садом и начальной школой. В нашем детском саду разработаны и апробируются на практике различные проекты для детей с привлечением родителей это «Безопасная дорога», «Добрые друзья природы», «Одарённый ребёнок», «За здоровьем в детский сад!», «Мир современных профессий», «Развитие технического творчества детей старшего возраста на основе LEGO-конструирования» и другие. Ребята, совместно со взрослыми осуществляют самостоятельный поиск информации в познавательной литературе, используя другие источники знаний. Итогом реализации проектов становиться его презентация, альбом или выступление. Участие в этих мероприятиях даёт уверенности каждому ребёнку, раскрывает его творческие способности. Таким образом использование проектной технологии в образовательном процессе дошкольника позволяет эффективно решать задачи развития познавательного интереса, формировать целевые ориентиры и ведёт к дальнейшей успешной социализации детей в школе.