марина артемьева
Консультация «Развитие певческих навыков у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие певческих навыков у дошкольников.
Вся дошкольная педагогика опирается на игровую методику, которая вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и позволяет быстро достигнуть хороших результатов.
Чтобы вызвать у детей активное желание петь, применяются разнообразные методические приёмы, вводятся игровые и зрелищные моменты. У малышей непроизвольное внимание, и весь процесс обучения должен воздействовать на их чувства, соответствовать их интересам. Если использовать игровые приёмы и доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость.
Публикация «Консультация „Развитие певческих навыков у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музыкальному руководителю следует помнить о том, что у детей дошкольного возраста голосовой аппарат только начинает формироваться. Голос ребёнка-дошкольника очень несильный, дыхание слабое, поверхностное, голосовые складки смыкаются неплотно. Педагог при работе с детьми обязательно должен руководствоваться принципом «Не навреди!» и относиться к детскому голосу осторожно и бережно.
Прежде всего, необходим продуманный песенный репертуар. Основными требованиями к нему являются:
– художественная ценность;
– доступность текста и мелодии;
– соответствие мелодии возрастному диапазону: ре первой октавы – ля первой октавы (3–4 года, до первой октавы – до второй октавы (6 –7 лет);
– соответствие интересам ребёнка.
Развивать певческие навыки у дошкольников нужно постоянно и планомерно, от простого к более сложному. Работа по развитию вокально-хоровых навыков проводится с помощью упражнений, которые используются на каждом занятии. Большое внимание необходимо уделять распеванию. Песенки-попевки – прекрасный материал для развития певческих навыков детей, способствующий развитию слуха и голоса, выработке чистого интонирования и лёгкого звучания голоса, расширению его диапазона.
Певческая установка – это положение корпуса перед началом пения. Чтобы голос звучал свободно, необходимо сесть или встать прямо, ноги поставить ровно. Дети часто забывают о правильной осанке – можно напомнить им о правильном положении корпуса с помощью следующих упражнений:
Сидит дед,
Ему сто лет,
А мы детки маленькие,
У нас спинки пряменькие.
Сидит баба Яга,
Очень страшная она.
Быть такими не хотим,
Очень ровно мы сидим.
Овладеть певческим дыханием детям помогают дыхательные упражнения без звука и со звуком. Следует помнить о том, что на одном занятии можно давать не более двух упражнений на развитие дыхания.
Работа над правильным звукообразованием строится на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы. В этом педагогу помогут следующие игры:
– пение с приставленной к уху ладонью;
– пропевание гласных А-Э-И-О-У;
– пение с закрытым ртом и др.
Для правильного формирования гласных хорошо использовать песенки-попевки на двух–трёх примарных звуках – акцент в них делается на правильное положение рта при пропевании гласных звуков.
Главная задача педагога при работе над звуковедением – добиваться кантиленного пения. Эффективным методом в этой кропотливой работе является разучивание попевок а capella. Кроме того, нужно пресекать громкое крикливое пение, приучать детей слышать себя и других.
Начиная работу над точностью интонирования, необходимо дать детям понятие о высоте звука. Лучшим пособием для этого является «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной (М., 1989). Неоценимую помощь педагогу может оказать следующий материал:
– дидактические пособия с движущимися деталями, которые показывают высоту звука, например, «Музыкальная лесенка с матрёшкой»;
– картинки, основанные на ассоциациях;
– различные наглядные пособия.
Эффективным методом в работе над интонированием является показ направления движения мелодии рукой, указкой на рисунке или на схеме.
Чистота интонирования во многом зависит от ощущения детьми лада и умения опираться на устойчивые звуки. Первоначально надо научить ребёнка ощущать тонику и находить её самостоятельно. В этом помогают упражнения на развитие ладового чувства :
– распевки, построенные на тоническом трезвучии;
– попевки, в которых каждая фраза заканчивается на тонике.
Очень эффективный метод развития ладового чувства и музыкально-слуховых представлений у дошкольников – певческая импровизация.
Для красивого пения необходимо владение артикуляцией и дикцией. Г. А. Струве отмечал: «Артикуляционный аппарат детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту – всё это влияет на качество исполнения».
Можно использовать в работе:
– утрированный показ;
– артикуляционную гимнастику;
– озвученную артикуляционную гимнастику;
– проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе.
Фонопедический метод развития голосанаправлен на укрепление гортани и расширение звукового диапазона голоса.
Необходимо постоянно и планомерно развивать чувство ритма у детей. Эта работа осуществляется во всех видах музыкальной деятельности и, конечно же, в работе над песней. В этом помогают упражнения «Прохлопай ритм», «Узнай попевку по графическому изображению ритма», «Пение по ритмическим картинкам», «Узнай песню по ритму» и др.
В работе над развитием вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста очень важно определить тип певческого голоса ребёнка (высокий голос, средний голос, низкий голос) и диапазон голоса. Примарная зона (два–три звука, наиболее удобные для речи и пения, где голос звучит наиболее естественно) и рабочий диапазон (ещё два –три звука вокруг примарной зоны) определяются педагогом на первых занятиях. В процессе вокально-хоровой работы дети могут переходить из одной группы голосов в другую. Необходимо учитывать границы рабочего диапазона голоса. Важно, чтобы песня соответствовала возможностям тесситуры голоса ребёнка. Для детей с низкими голосами подбираются попевки с небольшим диапазоном (терция или кварта). Эти же песенки-попевки с удовольствием поют дети со средним и высоким диапазоном голоса, но транспонированные в более высокие тональности, соответствующие типу голоса ребёнка. При разучивании «Прибаутки» (р. н. м. «Наша горка высока») первую фразу начинают петь дети с высокими и средними голосами, вторую фразу продолжают петь дети со средними и низкими голосами.
Большого внимания заслуживает приём поочерёдного пения, когда солист или солисты исполняют запев, а вся группа – припев. Слушая друг друга, дети учатся оценивать качество пения, а соревновательный элемент побуждает их петь точнее.
Особое внимание нужно уделить нечисто поющим детям, размещать их следует ближе к музыкальному руководителю. Сидя впереди, такие дети будут слышать правильно поющего взрослого и хорошо поющих детей, сидящих сзади.
Литература
Метлов Н. А. Музыка – детям. – М. : Просвещение, 1985.
Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М. :Просвещение, 1981.
Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. – М. : Просвещение, 1968.
Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М. : Просвещение; ВЛАДОС, 1994.
Войнова А. Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. – М. : АПН РСФСР, 1960.
Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. : Скрипторий, 2003, 2010.