Чичулина Наталья
Развитие памяти в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его
многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного
опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее
человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память
включается во все виды и уровни деятельности, поскольку действуя человек опирается на
собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе
Публикация «Развитие памяти в дошкольном возрасте» размещена в разделах
познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую
систему, направленную на познание окружающей действительности.
Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Раннее детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии.
Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении.
Память — это способность принимать новую информацию и сохранять ее. Мы, взрослые, иногда записываем на бумаге то, что нам надо запомнить. А как поступает ребенок 3-4 лет? Его память непроизвольная, т. е. он помнит то, что ему интересно. Ребенок часто размышляет вслух, так он сам помогает себе вспомнить. И только к концу дошкольного возраста происходит переход к мыслительному запоминанию. За один раз — краткосрочная память — ребенок этого возраста запоминает 3 слова, в 5 лет — 5 слов, взрослый — 9 слов.
В этом возрасте ребенок мыслит образами, поэтому, чтобы лучше запомнить, ему надо все потрогать, обследовать. Чем больше видов памяти задействовано при запоминании, тем легче ребенку запомнить информацию. Другими словами, чтобы ребенок запомнил сказку, ее надо послушать, посмотреть, нарисовать, проиграть. Чтобы сформировать у ребенка произвольную память, учитывайте, что для запоминания чего-либо ребенку необходимо опираться на свой чувственный опыт — он должен прожить, прочувствовать ситуацию. Ему будет трудно запомнить то, что неинтересно. А интерес у него возникает в игре.
Память подразделяется на виды по ведущей сенсорной системе в запоминании объекта:
Зрительная память. Процесс зрительного запоминания проходит ряд этапов:
Запоминание того, что видит ребёнок.
Узнавание.
Воспроизведение образа по памяти.
Развитию этого вида памяти уделяется значительное количество времени на занятиях. Младшие дошкольники тренируют зрительную память в запоминании и узнавании изображений животных, птиц, растений, цветов. Воспитанники средней группы запоминают геометрические фигуры и учатся распознавать их в строении предметов. Дети старшего дошкольного возраста учат буквы и цифры.
Такую память иногда называют фотографической, поскольку запоминание при помощи органов зрения подобно запечатлению кадра из реальной жизни. Воспроизведение этих образов осуществляется в продуктивном творчестве детей (рисовании или лепке изображений по памяти, в дидактических играх.
Слуховая память играет значительную роль в процессе обучения и воспитания. Задания в детском саду (а в дальнейшем и в школе) строятся на восприятии речи педагога и обработке услышанного ребёнком. Он должен услышать, понять и выполнить поручение или инструкцию.
Развитие слуховой памяти начинается в младшем дошкольном возрасте : дети знакомятся со звучанием музыкальных инструментов, экспериментируют с извлечением звуков из различных предметов. Упражнения на тренировку этого вида памяти часто связаны с развитием речи : запомни и повтори слова, потешку, поговорку. Непонятные ребёнку слова воспитатель объясняет и возвращает к ним спустя время, чтобы они вошли в активный словарь ребёнка.
Осязательная, вкусовая и обонятельная память — эти виды также относятся многими исследователями к образной памяти. Запахи и вкусы связываются с их источниками в сознании ребё нка: происходит запоминание, как пахнет и каков на вкус апельсин, каким ароматом духов пользуется мама и т. д. То же самое происходит и в сфере осязания. С детских лет мы запоминаем, какие на ощупь вещества и предметы. Если с закрытыми глазами ребёнок потрогает мех, то представит себе животное, которое он гладил.
Память ребенка - это его интерес. Такие интеллектуальные чувства, как удивление,
удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение, способствуют
возникновению и поддержанию интереса к объекту познания и самой деятельности,
обеспечивая запоминание.
Следует помнить, что излишне эмоциональный материал оставляет в памяти смутные,
расплывчатые воспоминания. Так, если после просмотра спектакля ребенок вспоминает
только одну-две реплики, это говорит не о его плохой памяти, а об эмоциональной
перегрузке. Чтобы малыш не забыл материал, необходимо создавать ситуации для его
использования во время игры, беседы, рассматривания картинок и т. п., побуждать
ребенка активизировать свой опыт.
Важнейшим средством, обеспечивающим непроизвольное запоминание и
воспроизведение, накопление опыта жизнедеятельности, общения, познания, выступает
режим дня. Взрослый, организуя жизнь ребенка, помогает ему выполнять одни те же
действия в повторяющихся ситуациях в одно и то же время.
Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает
ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой
деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, т. е.
ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование запомнить было вызвано
потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник. Ребенок должен
понимать, зачем нужно запоминать. Использование усвоенных знаний должно следовать
вскоре за запоминанием.