Инна Владимировна Попова
Развитие общественного дошкольного образования в XX в
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
В системе дошкольного образования наметились существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Современная образовательная политика требует исполнения международных стандартов, требующих построения образовательного процесса на основе удовлетворения интересов детей, с учетом их возможностей и социальной ситуации развития. Разработанные с этой целью федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед педагогами новые задачи, такие как: обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного образования. Данные ориентиры и требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) позволяют рассматривать процесс дошкольного образования не только как средство развития и воспитания ребенка, но также как условие повышения общего функционального ресурса родителей. В образовательной ситуации в России и в Белгородской области сегодня существенно меняются приоритеты, на основе которых собственно проектируется вариативный процесс воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Внимание обращено на формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности психической и социальной деятельности ребенка. Современным вектором развития дошкольного образования стал курс на его стандартизацию. В учебный год педагоги дошкольных образовательных организаций Белгородской области вступают в условиях введения ФГОС ДО. Поэтому основная цель каждой дошкольной образовательной организации направлена на поиск форм и методов организации образовательной процесса, позволяющего реализовать основную задачу дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности».
Публикация «Развитие общественного дошкольного образования в XX в» размещена в разделах
История возникновения детских садов.
Первый детский сад был открыт в 1859 году в Гельсинфорсе, затем появился детский сад в Петербурге, позже стали открываться в Москве, Николаеве, Одессе, Смоленске. Они открывались частными лицами, были платными и предназначались для детей привилегированных классов. Открывались детские сады и на средства благотворительности для детей рабочих. И хотя детские сады в России только начали создаваться, некоторый опыт по воспитанию детей дошкольного возраста уже имелся. Этот опыт воспитания дошкольников, появился в 1763 году сначала в Москве, затем в Петербурге по инициативе и под руководством известного деятеля просвещения И. И. Белецкого.
В воспитательных домах дети воспитывались от рождения до 18 лет. До двух лет дети жили в деревне у кормилиц, а позже поступали в воспитательный дом. В группах детского сада по желанию родителей дети обучались чтению, письму, счету. В теплое время года многие занятия проводились на свежем воздухе. Из детского сада дети переходили в школу.
Говоря о развитии идей дошкольного воспитания в России нельзя не упомянуть имя крупного ученого П. Ф. Лесгафта. Он обосновал роль среды в воспитании и развитии личности ребенка. Он говорил о необходимости изучения его особенностей педагогами и родителями; подчеркивал, что для правильного воспитания нужны любовь и внимание к детям, разумное сочетание руководства взрослого и свободной деятельности детей.
Созданный 9 ноября 1917 года при Государственной комиссии по просвещению отдела по дошкольному воспитанию развернул большую работу по охране жизни и здоровья детей, расширению сети детских садов. Снабжению их необходимым оборудованием, привлекая к этому делу государственные учреждения и широкую общественность. Отдел обратился с горячим призывам ко всем гражданам, старым дошкольным специалистам прийти работать, отдать все свои силы детям, “творить подлинное народное дело”. И в Белгороде начали появляться первые детские сады.
Дошкольный политотдел в Белгороде начал свою деятельность в декабре в 1919 года. В январе 1920 года был открыт первый детский сад (Садовая улица дом Цапа) по своему местонахождению обслуживающий часть центра и одну из окраин города. В нем было 18 детей и 4 руководительницы. К концу года число детей повысилось до 86 человек и 6-ти руководительниц, так называли в то время воспитателей.
В марте открыто ещё два сада. Один в городе, а другой в пригородном селе Кашарах. Во втором городском при открытии было 25 детей, при трёх руководительницах, к концу года посещаемость дошла до 65-ти человек при 5-ти руководительницах. В Кашарском саду число детей с 15-ти человек повысилось до 35-ти. Жизнь диктует развитие целой сети садов в городе и в уезде. Городских садов нужно открывать ещё как минимум три, в уезде 12.
Но условия современной жизни таковы, что и существующие ныне сады имеют жалкое существование: питание детей плохо налаживается, хлеб получается непостоянно и такого низкого качества, что возникает вопрос: допустим ли такой хлеб для детей. Жиров и сахара почти нет. Здания пригодные для детских учреждений или заняты войсками или стоят полуразрушенными, требуя миллионы на ремонт. Ремонт и оборудование зданий уже занятых детскими учреждениями чрезвычайно затруднительны за отсутствием материалов и рабочих рук. Материалов для детских работ тоже мало. Специалистов по дошкольному воспитанию совсем нет. Благодаря всему этому в уезде удалось открыть всего два сада.
Помещение первых детских садов включало: квартира руководительницы, столовая, детская, галерея, склад, кладовая, канцелярия, библиотека, уборная, медико-педагогический кабинет, веранда. А вот какие были нормы питания на неделю: хлеб – 300фунтов, крупа – 1000 гр., макароны – 1000 гр., масло – 100 гр., сахар – 400 гр. Вот как выглядело одно из прошений заведующей детского сада: “… Тормоз во всем для несчастного детского сада является: не дали никакой мебели, ни музыкальных инструментов, ни пособий, ни кухонных принадлежностей. …”
Чтобы продуктивность работы оправдала своё предназначение, чтобы вполне отдаться этой милой работе, воспитанию малых питомцев, чтобы работать не покладая рук вполне забываясь в этой работе просили отдел пойти нам на встречу. Кроме детских садов открывались и детские площадки. открываются при школе или при любом общественном здании. Должен быть: двор или сад, здание, мебель для столовой и занятий.
Питание: горячие завтраки на 8-9 коп. на человека.
Нагрузка: на одного воспитателя 25 дней в месяц.
Время работы – 6 часов в день.
Принимаются дети колхозников и бедняков, дети должны быть осмотрены врачом.