Ирина Ипатова
Развитие общей моторики у детей с 2 до 3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие общей моторики у детей с 2 до 3 лет
Учителя-логопеды: Ипатова Ирина Владимировна
Негина Светлана Юрьевна
Чем больше ребенок двигается, тем лучше развивается его речь. Коррекция речевых нарушений (как и речевое развитие нормально развивающегося ребенка) начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом.
Публикация «Развитие общей моторики у детей с 2 до 3 лет» размещена в разделах
В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объем информации об окружающем мире. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.
Таким образом, двигательные упражнения, игры, задания в сочетании с текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи.
Игры направленные на развитие моторных функций ребенка
1. Ах, как Ванечку, да хорошего, люблю.
Ах, как Ванечку, да хорошего, Взрослый гладит малыша (ручки, ножки)
Я люблю,
Я на Ванечку, на пригожего,
Посмотрю,
Какие у Ванечки глазки! Малыш показывает глазки.
Какие у Ванечки ручки! Малыш показывает ручки.
Какие у Ванечки ножки! Малыш показывает ножки.
Побежали по дорожке. Ребенок и взрослый бегут, взявшись за
руки.
2. Где же наши ручки? Где же, где же наши ручки,
Где же наши ручки? Спрятать кисти рук за спину.
Вот, вот наши ручки, Показать кисти рук, поиграть с ними.
Вот где наши ручки.
Где же, где же наши ножки, Присесть и спрятать ступни ног руками.
Где же наши ножки?
Вот, вот наши ножки, Открыть ножки, потопать ими.
Вот где наши ножки.
Где же, где же наши детки, Взрослый и ребенок закрывают лицо
руками.
Где же наши детки?
Вот, вот наши детки,
Вот где наши детки. Хлопают в ладоши.
3. Кто у нас хороший?
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Мамочка хорошая,
Мамочка пригожая. Ребенок гладит маму.
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Папочка хороший,
Папочка пригожий Ребенок обнимает папу.
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка пригожий. Ребенка ласкает мама.
4. Веточка с яблоком
К палке привязывается леска. На конце лески - яблоко.
Родитель со словами «Достань яблоко» наклоняет палочку так, чтобы ребенок дотянулся до яблока в прыжке.
5. Котята
Серенькая кошечка
Села у окошечка,
Деток поджидала,
Хвостиком махала.
Где мои ребятки,
Серые котятки? Дети ползут к кошке,
Ползите ко мне. мама их гладит, ласкает.
(В. Найденова)
6. Ладошки
Подними ладошки выше
И сложи над головой.
Что же вышло?
Крыша вышла.
А под крышей мы с тобой.
Подними ладошки выше,
Поскорее помаши.
Что же вышло?
Птички вышли.
Птички очень хороши.
Подними ладошки выше,
Изогни скорей дугой.
Что же вышло?
Гуси вышли.
Вот один, а вот другой.
7. Сколько снегу навалило
Сколько снегу навалило! Дети идут, перешагивая
Не проехать, не пройти. расставленные родителем
Мы в сугробы провалились, кубики высоким шагом.
Как дорожку нам найти?
8. Плывет, плывет кораблик
Плывет, плывет кораблик, встают парой, берутся
Кораблик золотой. за руки, переступают с одной
Везет, везет подарки, ноги на другую с раскачиванием.
Подарки нам с тобой.
Ведет кораблик утка,
Испытанный моряк.
«Земля!» - сказала утка,
Причаливайте, кряк! Четкая остановка движения.
Английская народная песенка в переводе С. Маршака)
Развитие мелкой моторики у детей с 2 до 3 лет
Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.
Нашей народной педагогикой созданы игры «ладушки», «сорока-белобока», «коза рогатая» и другие.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции ЦНС. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.
Существуют самые разнообразные формы работы по развитию движений пальцев.
1. а) Статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «флажок», «киска»;
б) Движения сопротивления: игра «хома-хомячок».
2. Движения пальцев, передающие динамические образы: «гармошка» - раздвигание и сдвигание пальцев, лежащих на столе.
3. Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «кулак-кулачок», «ладушки-ладошки».
4. Движения пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленькими резиновыми мячами, шнурами, резиновыми кольцами, пинцетом, прищепками, бусинками.
5. Игры с мозаикой.
6. Пальчиковые игры с пластилином.
7. Игры с бумагой: рваная аппликация, складывание бумаги, скатывание бумаги в шарик.
8. Действия с ножницами.
9. Действия с толстыми нитками.
10. Действия с крупой, семенами: пересыпание крупы из одной емкости в другую, разбор разных видов крупы, выкладывание из крупы изображений на пластилиновой поверхности.
11. Действия с водой: переливание воды из одной емкости в другую, игры с пипеткой.
12. Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка.
13. Действия с мелкими предметами, игрушками.
14. Действия с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкладывание пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге.
15. Рисование на бумаге пальчиками.
16. Показ сказок пальчиками.
При проведении этой работы необходимо помнить о главном условии успешности всех видов деятельности - ребенку должно быть интересно! У него должна быть создана положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них.
Хома-хомячок
Взрослый прячет что-либо в кулаке. Ребенок разгибает палец за пальцем, добираясь до сюрприза. Потом можно поменяться ролями. При этом взрослый произносит:
Хома, хома, хомячок,
Разожми мой кулачок,
Ну-ка, ну-ка разожми,
Что найдешь, себе возьми.
Флажок
Четыре пальца (кроме большого) соединены, большой палец опущен вниз.
Киска
Безымянный и средний пальцы упираются в большой палец. Указательный палец и мизинец подняты и вытянуты.
Гармошка
Кисти рук лежат на столе, пальцы сомкнуты. Далее пальцы раздвигаются и соединяются.
Кулак-кулачок
Кулак-кулачок, Руки сжаты в кулаки.
Сожми пятачок, Движения сжимания и разжимания пальцев.
Да сам и потрать - хвать. Хватательное движение на слово «хвать!».
Ладушки –ладошки
Ладушки-ладошки, Хлопать в ладоши.
Звонкие хлопушки,
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.
ДА! Хлопок руками по коленям.
Кашку варили, Водить указательным пальцем
Ложечкой мешали, правой руки по ладошке левой.
Куколку кормили,
Кошечке давали.
ДА! Хлопок руками по коленям.
Кулачки сложили, Сложить кулачки, бить одним
Кулачками били: кулачком по другому.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
ДА! Хлопок руками по коленям.
Ладушки плясали, Ритмичные повороты кистей.
Деток забавляли.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля.
ДА! Хлопок руками по коленям
Ладушки устали, Положить ладошки
Ладушки поспали, под наклоненную голову.
Баю-баю, баюшки.
Баю-баю, ладушки.
ДА! Хлопок руками по коленям.
Колобок
Жили-были дед и баба. Поднять указательный палец левой руки, правой руки.
Испекла баба колобок. Соединить указательный и большой пальцы одной руки,
изобразив колечко.
Лежал колобок, лежал, Потряхивание кистью руки,
да и покатился. изображающей колобок.
Навстречу ему зайка: Выставить вверх указательный
«Колобок, колобок, и средний пальцы свободной
я тебя съем». руки, остальные пальцы - в кулачке.
«Не ешь меня, я тебе песенку спою.
А-а-а», - и покатился.
Навстречу ему волк: Ладонь ребром, 4 пальца
«Колобок, колобок, свободной руки, кроме большого,
я тебя съем». соединены, большой выставлен вверх.
«Не ешь меня, я тебе песенку спою.
О-о-о», - и покатился.
Навстречу ему медведь: Попеременные движения вперед
«Колобок, колобок, указательным и средним пальцами
я тебя съем». свободной руки.
«Не ешь меня, я тебе песенку спою.
У-у-у», - и покатился
Навстречу ему лиса: Ладонь ребром, 3 пальца (мизинец,
«Колобок, спой мне песенку». безымянный и средний) соединены.
Указательный прижат к ладони, большой
выставлен вверх.
Колобок запел песенку: Рука, изображающая лису,
«И-и-и», - а лиса его — хватает руку, изображающую
АМ! - и съела, колобка.
Пальчиковые игры
1. Пальчик о пальчик Стучать указательным пальчиком –
Тук-тук-тук. одной руки по указательному
Пальчик о пальчик пальчику другой руки.
Тук-тук-тук. Вращение кистями рук.
Заплясали ручки,
Заплясали. Ай.
2.Этот пальчик - дедушка, Загибать последовательно
Этот пальчик - бабушка, пальчики, начиная с большого.
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья. Сжимать и разжимать пальчики.
3.Дождик, лей, лей, лей Хлопать в ладоши.
На меня на себя,
И на людей. показать на окружающих.
На меня по крошечке, Приблизить указательный и большой пальцы.
На людей по ложечке, Сложить ручки ложечкой.
А на Бабу Ягу Поднять руки вверх
Лей по целому ведру. и опустить их свободно.
4. Туки-туки-туки-тук, Поставить ладони ребром к
Рубим вместе в десять рук. поверхности стола, ударять
Ты, капустка, рубись, по столу в ритме стихотворения.
Ты, капустка, солись. Раскрывать и сжимать кисти рук, как бы перетирая
капусту.
Сгребли в кадку. Широкое движение рук по поверхности стола к его
краю.
5. Яблочко с кулачок, Повертеть кулачком.
Красный бочок.
Тронешь пальцем - гладко, Погладить кулачок пальцем другой руки.
А укусишь - сладко! Движение разжимания и сжимания челюстей.
Ах, вкусно! На выдохе произнести: «Ах, вкусно!»
6. Большие ноги ходили Передвигать по поверхности стола
По дороге, указательный и средний пальцы медленно.
Маленькие ножки Передвигать те же пальцы быстро.
Бежали по дорожке.
7.Ну-ка, ну-ли, Хлопать в ладоши.
Ну-ка, ну-ли,
Не шипите вы, кастрюли, Грозить пальчиком правой руки.
Не шипите, не ворчите, Грозить пальчиком левой руки.
Кашу сладкую варите, Движение помешивания каши
Кашу сладкую варите, одной рукой, другой рукой.
Наших детушек кормите. Ладони вперед.
(И. Токмакова)
8. Киска, как тебя зовут? На звукоподражание «мяу»
- Мяу. дети выполняют движение
- Сторожишь ты мышку тут? раскрытия пальцев и сжимания
- Мяу. их в кулачок.
- Киска, хочешь молока?
- Мяу.
А в приятели щенка?
- Фррр. Пальцы остаются раскрытыми.
(Г. Сатир)
9 .Хома – хома - хомячок, Взрослый сжимает в кулаке
Разожми-ка кулачок, маленькую игрушку.
Ну-ка, ну-ка Ребенок разжимает пальчики,
Разожми. доставая игрушку из кулачка
Что найдешь, себе возьми. взрослого