Нина Тюшина
Игровые методы в процессе образования и воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Стимулирующая функция игры состоит в том, что она направлена на достижение позитивного эмоционального состояния, на поиск и решение нравственной проблемы в жизни ребенка, способна помочь ему в преодолении трудностей. Именно игра способна воспроизводить, моделировать ситуации и различные стороны нравственной жизни людей, что позволяет в более доступной для детей форме погружать их в мир нравственности.
Во время игры происходит внутренний диалог и нравственный выбор ребенка. В то же время игра позволяет педагогу диагностировать нравственные качества и выбирать правильные пути решения выявленных проблем.
Публикация «Игровые методы в процессе образования и воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
В игре ребенок свободен и естественен, а главное, он может проявлять свое «Я» и самостоятельность: он творит, анализирует, принимает решения, не опасаясь, что скажут взрослые.
В игре ребёнок может раскрыть черты своего характера, свои способности, поведать о своих проблемах, ведь он погружается в игру без остатка, полностью принимая её правила, которые ему предлагаются. При этом напряжение сил, преодоление трудностей доставляет ребёнку эмоциональное наслаждение и радость.
В процессе игры важно чуткое сопровождение педагога, а не руководство её процессом. В ходе игры учитель как бы погружается в мир детских взаимоотношений: вникает в проблемы, волнующие детей, обсуждая их, участвует в их решении как полноправный член игрового коллектива, но при этом он знает и видит особенности сложившихся взаимоотношений, тонкости семейного воспитания и индивидуальные проявления субъективности.
Всё это даёт возможность педагогу вносить незаметные коррективы в процесс общения и, таким образом помогать детям выходить на нравственно – ориентированное взаимодействие и взаимоотношения, учиться жить единым коллективом, где каждый значим, важен, слышим и уважаем.
Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучаемых сравнима или даже превосходит активность преподавателя.
Возможность представления заданий и упражнений, преимущественно в игровой форме, наиболее доступной для детей на этапе характерной для первых месяцев пребывания ребёнка в школе смены ведущей деятельности (переход от игровой деятельности к учебной, способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода. Следует также отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.
Игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельностью детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако в одних играх отчётливее выступают одни признаки, а в других – иные.
Изучение педагогического опыта учителей показывает, что чаще всего они обращаются к настольно – печатным и словесным играм – викторинам, тренажерам, лото, домино, кубикам, пятнашкам, шашкам, картам, ребусам, головоломкам, загадкам, криптограммам и кроссвордам.
Если посмотреть на характер познавательных интересов, то учащиеся с многосторонними и локальными интересами больше любят интеллектуальные игры. В спокойных интеллектуальных играх они получают максимум самостоятельности.
Самостоятельная работа, как и процесс обучения в целом, выполняет не только функции образования, но и воспитания таких черт личности, как трудолюбие, умение преодолевать трудности, настойчивость, уверенность в своих силах, кроме этого, развивает наблюдательность, умение выделять главное, самоконтроль и т. д. ; она может быть источником знаний, способом проверки, совершенствования и закрепления их, а по отношению к умениям и навыкам является одним из путей их формирования.
Обучающая роль интеллектуальных игр заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений.
Развивающая и организующая роль интеллектуальных игр состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебниками, пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями и т. д. Посещение библиотеки становится любимым и привычным занятием. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов в кроссвордах, учащиеся непроизвольно заставляют учителей и других окружающих задуматься и включиться в учебную деятельность детей. Таким образом, создаются условия для полезной организации свободного времени детей и родителей.
Разрабатывая игры для занятий, мы актуализировали опосредованную позицию учителя, воспитателя, направляющую игровую деятельность в то русло, которое может привести ребёнка к необходимому нравственному решению. Оно будет восприниматься школьником как собственное, что позволяет ему накопить опыт нравственного поведения.
Анализ стимулирующих игровых приёмов \, применяемых на занятиях, позволил объединить их в следующие смысловые группы:
uвключающие учащихся в этическую проблему;
uвыявляющие оценочные суждения учеников;
uспособствующие накоплению опыта поведения;
uстимулирующие нравственное развитие.