Лучший педагог года

Развитие нравственно — патриотических чувст у дошкольников через ознакомление с родным краем

Ирина Рябикина
Развитие нравственно — патриотических чувст у дошкольников через ознакомление с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его

историей, культурой, достижениями, составляющими духовно-нравственную основу

личности, формирующими её гражданскую позицию и потребность в достойном,

самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения

дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого

Публикация «Развитие нравственно — патриотических чувст у дошкольников через ознакомление с родным краем» размещена в разделах

лежит развитие нравственных чувств. Патриотическое воспитание детей дошкольного

возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность

ребёнка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств,

формирование умений и навыков нравственного поведения.

Целью патриотического воспитания является сформированность основ

патриотизма как нравственного качества личности, развитие в личности высокой

социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление

личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их

в созидательном процессе в интересах Отечества; воспитание убеждённого патриота,

любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и

защищать его интересы.

Основными задачами патриотического воспитания дошкольников являются :

– формирование отношения и чувства приобщённой к семье, городу (селу,

стране, природе родного края, культурному наследию своего народа;

– воспитание чувства собственного достоинства у ребёнка как представителя

своего народа, уважение к представителям других национальностей.

Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, воспитатели должны

использовать разные формы и методы организации образовательной деятельности

детей старшего дошкольного возраста. Методы патриотического воспитания включают

все стороны и этапы воспитания:

– экскурсии по историческим местам;

– игры-путешествия;

– создание мини-музеев национальной культуры;

– выставки детских рисунков;

– взаимодействие с родителями (круглый стол, посиделки, вечера развлечений,

походы и экскурсии).

Основными методами патриотического воспитания дошкольников являются :

1. Наблюдения (позволяют ребёнку видеть жизнь людей в разные времена года,

изменения, которые происходят в облике города, района, улиц, позволяет видеть

красоту родного края, с речками, лесами);

2. Рассказ и объяснения воспитателя совместно с показом объектов

непосредственного наблюдения детей;

3. Беседы с детьми о стране, родном городе, городах-героях России, людях,

которые прославили наш край;

4. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение

сказок, прослушивание музыкальных произведений Астраханских писателей и поэтов;

5. Личный пример воспитателя, который любит свою работу, свою улицу, свой

город и принимает активное участие в его жизни.

При выборе методов патриотического воспитания необходимо учитывать

возрастные особенности ребёнка. Огромное значение, в патриотическом воспитании,

имеет разнообразная деятельность дошкольников. Для этого используются различные

формы работы по патриотическому воспитанию : целевые прогулки, экскурсии, беседы,

дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения.

Основной формой работы по патриотическому воспитанию является непосредственно

образовательная деятельность.

Педагоги предлагают использовать для ознакомления старших дошкольников с

родным краем и его историей метод проектов. Целью проектов является осуществление

комплексного подхода к патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста,

приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным

достопримечательностям, воспитание любви к родному краю.

В основу проектов положено ряд принципов:

– историзма – воплощаем путём сохранения порядка описываемых явлений, и

сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в

наши дни);

– гуманизации – содержит в себе умение педагога встать на сторону ребёнка,

учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке

полноправного своего партнёра, а также ориентироваться на общечеловеческие

понятия, такие как любовь к семье, родному краю, Отечеству;

– дифференциации – заключается в создании условий для самореализации

каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста

ребёнка, накопленного им опыта;

– интерактивности – реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеями.

Наибольший познавательный эффект имеют экскурсии, основной целью которых

является развитие интереса к национальной культуре, историческим событиям,

воспитание уважительного отношения к истории своей Родины.

Ознакомление дошкольников с родным краем, его историей является основным

средством патриотического воспитания, где развитие познания происходит в

предметно-образной, активной форме, когда ребёнок самостоятельно видит, слышит,

ощущает окружающий мир. Все это создаёт у ребёнка более яркие, эмоциональные и

запоминающиеся образы. Так приходит любовь к Родине, её природе, истории,

культуре, людям, которые живут рядом с ребёнком.

Таким образом, ознакомление дошкольников с родным краем, является основным

средством для решения задач патриотического воспитания дошкольников. Свою работу

педагогам необходимо строить в соответствии с региональными условиями и

индивидуальными особенностями дошкольников.

Патриотическое воспитание дошкольников, требует от педагога большого

вдохновения и познания истории родного края и страны в целом. Воспитатель должен

сам любить страну, свой город или село, свой народ. В памяти ребёнка надолго

остаются только те впечатления, которые вызвали у него бурю эмоций наслаждений,

позволили пережить радость познания нового и возможность собственного открытия.

Чтобы дошкольное образовательное учреждение помогло воспитать маленького

патриота, жизнь детей в детском саду должна быть интересной, непосредственной и

запоминающейся. Воспитать настоящую любовь к родным людям, к малой Родине, к

России возможно только совместными усилиями детского сада и семьи.

В условиях детского сада не всегда возможно познакомить детей с историческими

особенностями и социальной жизнью в стране и родного края. И здесь помочь могут

родители, совместная работа детского сада и семьи может воспитать у детей любовь к

родным людям, к малой Родине, к России. Даже, когда человек на долгие годы уезжает

из родных мест, он вспоминает их с теплом, и с гордостью рассказывая о красоте и

богатстве родного края. Глубокая привязанность и любовь ко всему тому, что с ранних

лет вошло в сердце ребёнка, остаётся как самое дорогое на долгие времена.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат

длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с

раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной

работы в семье и дошкольном учреждении.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать

накопление ими социального опыта жизни в своём городе (селе, посёлке, усвоение

принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился

человек.

Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у

подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя

уверенно двигаться вперёд, так как наше будущее должно иметь свою духовнонравственную основу, свой духовно-нравственный стержень – любовь к Отечеству, к

своей Родине.

С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей

нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в

детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им

истинные ценности семьи, Родины. Период дошкольного возраста по своим

психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания

патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща

подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств.

Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не

может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается: и гуманизм, и

коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм. Тем

не менее, практически все нравственные качества берут своё начало в дошкольном

возрасте.

В связи с этим в Концепции дошкольного образования подчёркивается

необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по

патриотическому воспитанию детей с учётом их возрастных особенностей,

национальной культуры и традиций народа.

Список литературы:

1. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста –

М. : АРКТИ, 2004.

2. Программа дошкольного образования и воспитания «Приобщение детей к истокам

русской народной культуры» / Под ред. О. Л. Князевой. – М. : Сфера, 2004

3. Шипов, К. Воспитание на исторических событиях // Патриот Отечества. – 2013. –

№ 11.

4. Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе /

А. Меренков, Л. Буйлова, Н. Кленова // Дошк. воспитание. – 2001.

5. Цеева, Л. Х., Петрова, Н. В. Дошкольная педагогика : Учебное пособие. – Майкоп, 2004.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Развитие графического образа в рисунках детей через ознакомление с книжной графикой «Развитие графического образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с книжной графикой» Подготовила -Шерова.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайнаРазвитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайна Последнее время появилось много детей, страдающих нарушениями речи. Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. ВолгоградФормирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем»Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем» -Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Эффективность использования разных форм воспитательно-образовательной работы по ознакомлению дошкольников с родным краемЭффективность использования разных форм воспитательно-образовательной работы по ознакомлению дошкольников с родным краем Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие нравственно — патриотических чувст у дошкольников через ознакомление с родным краем
Опубликовано: 12 сентября 2023 в 17:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие нравственно — патриотических чувст у дошкольников через ознакомление с родным краем» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Рябикина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД