Ирина Шикина
Развитие навыков эффективного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В современных условиях модернизации отечественного образования особое внимание уделяется проблеме развития самостоятельной свободной личности, способной к созидательному взаимодействию с социальным миром. С этих позиций актуализируется необходимость поиска эффективных путей развитая субъектного опыта взаимодействия ребенка с другими людьми, расширения возможностей дошкольника активно и творчески участвовать в этом взаимодействии (Н. Ф. Голованова, М. В. Крулехт, Л. М. Кларина, A.B. Петровский и др.).
Публикация «Развитие навыков эффективного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В психологической науке впервые к исследованию взаимодействия обратились социальные психологи. В начале XX века Г. Зимель и Ч. Кули предложили так называемую теорию социального взаимодействия, согласно которой особая социальная жизнь возникает из взаимодействия одного лица с другим, а частота взаимодействия индивидов в группе является основой образования межличностных контактов.
Идея Г. Зигмеля и Ч. Кули были восприняты и развиты Д. Хомансом и Р. Бейлсом. Они определяют взаимодействие как дидактическую единицу взаимной стимуляции и реакции. Под взаимодействием понимается процесс, при котором некоторая единица деятельности одного человека является стимулом некоторой единицы деятельности другого… тогда мы имеем дело с взаимодействием как элементом социального поведения.
Проблемы теории и методологии социального взаимодействия и общения разрабатывали такие исследователи как Г. М. Андреева, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия и общения детей дошкольного возраста разрабатывала М. И. Лисина.
Так, Г. М. Андреева в социальной психологии рассматривает взаимодействие, как компонент структуры общения. При этом психолог подчеркивает, что взаимодействие фиксирует не только обмен знаниями, посредством которым изменяется поведение другого партнера, но и организацию совместных действий, позволяющих группе реализовывать некоторую общую для её членов деятельность [1].
А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн рассматривают деятельность как взаимодействие.
В концепции М. И. Лисиной общение выступает как коммуникативная деятельность, которая направлена на формирование взаимоотношений. Отношения формируются, реализуются и проявляются во взаимодействии людей. Способность к общению включает в себя [11] :
желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);
умение организовать общение («Я умею», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. выделяют несколько основных сторон общения [6] :
коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми);
интерактивная сторона (организация взаимодействия между людьми);
перцептивная сторона общения (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания).
Рассмотрению общих и частных проблем общения и межличностного взаимодействия посвящены исследования Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, П. Я. Гальперина, А. Б. Добровича, А. В. Запорожца, И. А. Зимней, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломенского, Е. С. Кузьминой, А. А. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Д. Парыгина, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна и др. Ученые-психологи и педагоги признают общение одним из главных видов человеческой деятельности, наряду с трудом и учением.
По мнению Кобазевой Ю. А. ученых, в основе межличностного взаимодействия лежат общепринятые нравственные требования к общению. Это вежливость, корректность, тактичность, скромность, которые неразрывно связаны с признанием неповторимости и ценности каждой личности [10].
Не менее важными, по нашему мнению, составляющими межличностного взаимодействия являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности.
Теме фундаментальной значимости проблемы становления и развития межличностных отношений детей дошкольного возраста посвящены исследования многих психологов и педагогов (В. К. Котырло, Я. Л. Коломинского, Т. А. Репиной, В. Дамон, К. Рубин и др.).
В нашей стране проблема межличностных отношений у детей дошкольного возраста рассматривалась в рамках социально-психологических исследований, в которых основным предметом были возрастные изменения детского коллектива (Я. Л. Коломенский, Т. А. Репина, В. Р. Кисловская и другие).
В работах Ш. А. Амонашвили, Г. М. Андреевой, О. Т. Прикот, В. Г. Маралова, Н. Ф. Радионовой и др. раскрывается гуманистическая ценность межсубъектного взаимодействия, его деятельностный, диалогичный характер, подчеркивается необходимость его формирования на ранних этапах развития ребенка.
Овладение средствами и способами позитивного взаимодействия помогает ребенку активно строить отношения в социуме (Т. А. Антонова, Т. И. Бабаева, М. И. Лисина, обеспечивает эмоциональное благополучие в группе сверстников (Т. А. Репина, Р. И. Стеркина, А. А. Рояк, подготавливает к активному учебному сотрудничеству (Г. И. Вергелес, B.T. Каменская, E. В. Субботский, Г. А. Цукерман).
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования : современный дошкольник должен быть любознательным, активно взаимодействующим со сверстниками и взрослыми, участвующим в совместных играх, способным договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляющим свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старающимся разрешать конфликты.
В связи с этим возникла необходимость создания развивающей программы, целью которой является: развитие навыков эффективного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Развивать у детей умение выражать свое эмоциональное состояние и способность понимать эмоциональные состояния другого по внешним сигналам (мимика, жесты).
2. Обучать детей способам управления собственным поведением (снятие напряжения, избавления от злости, раздражительности).
3. Развивать навыки межличностного общения детей со сверстниками и взрослыми.
4. Формировать адекватную самооценку, уверенность в собственных силах.
5. Способствовать развитию коммуникативной культуры педагогов и родителей.
Категория участников: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Программа краткосрочная, рассчитана на 1 учебный год. Количество занятий – 12. Длительность занятия 30-40 минут, частота встреч – 1 раз в неделю. Количество человек – 8-10. Комплектование и количество игр и упражнений, из которых состоит занятие, варьируются педагогом-психологом.
Набор в группу осуществляется на основе результатов социометрической методики «Выбор в действии» (стандартизированный комплекс психодиагностических методик Р. С. Немова, методики определения самооценки «Лесенка» (С. Г. Якобсон, В. Г. Щур, данных, полученных в ходе наблюдения за детьми в образовательной и свободной деятельности; запроса воспитателей, родителей.
Методологической основой программы являются:
- концептуальные положения о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (В. В. Абраменкова, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.);
- идеи о личностно-ориентированном подходе к педагогическому процессу (Е. В. Бондаревская, В. В. Зайцев, М. В. Корепанова, В. А. Петровский, В. В. Сериков и др.).
Принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка;
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка;
3. Принцип наглядности – демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять;
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы;
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста;
6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Структура занятий:
1. Ритуал приветствия, способствует групповому сплочению, создаёт атмосферу доверия и принятия.
2. Рефлексия своего самочувствия ( рефлексия прошлого занятия: какие вопросы, мысли появились, что пригодилось в жизни из информации и опыта, полученного на прошлом занятии).
3. Сообщение цели и задач занятия.
4. Упражнения-разминки, позволяющие настроиться на основную работу. Включаются упражнения на снятие речевых и мышечных зажимов, что дает возможность освободиться от напряжения, способствует раскрепощению детей, помогает им вербально выразить эмоции.
5. Основная часть занятия включает игры и упражнения на развитие навыков межличностного общения, знакомство с конструктивными способами решения конфликтов, их усвоение для дальнейшего использования в поведении, сплочение детского коллектива, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе. Включаются упражнения на осознание «языка» собственного тела, проработку невербальных средств общения, игры на снятие эмоциональной напряженности, изобразительная деятельность (осознание собственного эмоционального состояния, умение передать его через художественный образ).
6. Рефлексия занятия. Обсуждение: мысли, чувства по поводу происходившего здесь (что понравилось, что вызвало затруднения). Подведение итогов.
7. Ритуал окончания занятия.
Ресурсы, необходимые для реализации программы
В реализации программы участвуют педагог-психолог, дети старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся в проветриваемом помещении, оснащенном мебелью и необходимыми материалами (художественными принадлежностями).
Предполагаемым результатом по окончании программы будут являться:
интерес и эмоциональная направленность старшего дошкольника на партнера по общению (внешние проявления, реакции);
сформированные навыки взаимодействия, сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение договариваться;
освоение норм, правил общения;
положительное отношение ребенка к другим людям и самому себе.
Тематический план работы с детьми
№ Тема Часы Методы и приемы
1 «Цветочный дождь» 1 беседа, игры, упражнения рисование
2 «Школа вежливости» 1 игры, упражнения
3 «Конфликт» 1 игры, упражнения, рисование, беседа
4 «Слепой и поводырь» 1 беседа, игры, упражнения
5 «Поссорились»
1 игры, упражнения
6 «Ступеньки»
1 игры, упражнения, разыгрывание ситуаций
7 «Лучший друг»
1 игры, упражнения, обсуждение проблемной ситуации, рисование
8 «Возьми себя в руки» 1 игры, упражнения, разыгрывание ситуаций
9 «Царевна-Несмеяна» 1 игры, упражнения
10 «Сладкая проблема» 1 игры, упражнения, разыгрывание ситуаций, рисование
11 «Отрицательная ветвь» 1 игры, упражнения, разыгрывание ситуаций, рисование
12 «Ковер мира» 1 Игры, упражнения, разучивание мирной считалки
Содержание занятий
Занятие №1
«Цветочный дождь»
Снижение эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроя и атмосферы приятия каждого. Снятие речевых зажимов. Развитие внимания, сочувствия к окружающим людям. Обучение детей «описанию» своего настроения мимикой, жестами. Развитие умения передавать эмоциональное состояние через художественный образ.
Ритуал начала занятия.
Упражнение 1. «Приветствие»
Упражнение 2. «Радость»
Упражнение 3. «Тише, Танечка, не плачь»
Упражнение 4. «Погода моего настроения»
Упражнение 5. Рисование «Мое настроение»
Упражнение 6. «Цветочный дождь»
Рефлексия занятия.
Ритуал окончания занятия «Подари улыбку»
Занятие №2
«Школа вежливости»
Создание положительного настроя на занятие. Снятие мышечных зажимов. Усвоение правил речевого этикета. Обучение вежливому общению с окружающими людьми. Развитие умения взаимодействовать в игре, управлять своими эмоциями, отработка навыков доброжелательного поведения, снятие мышечного напряжения. Воспитание дружелюбного отношения друг к другу, умение проявлять внимание и заботу. Тренировка психомоторных функций, обучение самовыражению.
Ритуал начала занятия.
Упражнение 1. «Приветствие»
Игра 2. «Медвежата и пчела»
Упражнение 3. «Школа вежливости»
Игра 4. «По кочкам»
Игра 5. «Волшебная палочка»
Упражнение 6. «Танец»
Рефлексия занятия.
Ритуал окончания занятия «Подари улыбку»
Занятие №3
«Конфликт»
Создание положительного эмоционального настроя. Снятие мышечных зажимов. Снятие речевых зажимов. Формирование навыков взаимодействия. Развитие умения передавать знакомое понятие через художественный образ.
Ритуал начала занятия.
Упражнение 1. «Приветствие»
Упражнение 2. «Штанга»
Игра 3. «Повтори за мной»
Игра 4. «Два барана»
Беседа 5. «Что такое конфликт?»
Упражнение 6. Рисование «Конфликт»
Рефлексия занятия.
Ритуал окончания занятия «Подари улыбку»
Занятие №4
«Слепой и поводырь»
Создание положительного эмоционального настроя. Снятие речевых зажимов. Развитие внимания, «чувства тела» другого человека, понимание логики его движений. Развитие социального доверия, внимания друг к другу. Помощь ребенку в осознании его положительных сторон, в том, что его понимают и ценят другие дети.
Ритуал начала занятия.
Упражнение 1. «Приветствие»
Упражнение 2. «Повтори за мной»
Игра 3. «Зеркало»
Упражнение 4. «Сочиняем сказку»
Игра 5. «Слепой и поводырь»
Упражнение 6. «Комплименты»
Рефлексия занятия.
Ритуал окончания занятия «Подари улыбку»
Занятие №5
«Поссорились»
Создание положительного эмоционального настроя. Снятие речевых зажимов. Развитие умения анализировать поступки, знакомство с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций. Развитие умения сотрудничать, договариваться на вербальном уровне.
Ритуал начала занятия.
Упражнение 1. «Приветствие»
Упражнение 2. «Поссорились»
Упражнение 3. «Мостик»
Игра 4. «Двое с одним мелком»
Игра 5. «Вежливые слова»
Рефлексия занятия.
Ритуал окончания занятия «Подари улыбку»
Занятие №6
«Ступеньки»
Создание положительного эмоционального настроя. Снятие речевых зажимов. Использование возможности «примерить» на себя разные роли, оказаться в центре внимания, открыть новые способности в себе. Развитие умения прогнозировать последствия своих поступков. Обучение детей взаимодействию со сверстниками.
Ритуал начала занятия.
Упражнение 1. «Приветствие»
Упражнение 2. «Повтори по-разному»
Игра 3. «Король»
Упражнение 4. «Ступеньки»
Упражнение 5. «Тух-тиби-дух»
Игра 6. «Сороконожка»
Рефлексия занятия.
Ритуал окончания занятия «Подари улыбку»
Занятие №7
«Лучший друг»
Создание положительного эмоционального настроя. Снятие мышечных зажимов. Развитие коммуникабельности, уверенности в себе. Осознание языка собственного тела. Обучение конструктивным способам решения конфликта. Помощь при осознании себя и черт своего характера.
Упражнение 1. «Приветствие»
Упражнение 2. «Ветер дует на…»
Упражнение 3. «Котик»
Упражнение 4. «Сиамские близнецы»
Игра 5. «Что ты видишь?»
Чтение рассказа Ю. Ермолаева «Лучший друг» с последующим обсуждением
Упражнение 7. Рисование «Я и мои друзья»
Рефлексия занятия.
Ритуал окончания занятия «Подари улыбку»
Занятие №8
«Возьми себя в руки»
Создание положительного эмоционального настроя. Снятие мышечных зажимов. Снятие речевых зажимов. Снижение вербальной агрессии, направление ее в мирное русло. Развитие навыков саморегуляции поведения.
Ритуал начала занятия.
Упражнение 1. «Приветствие»
Игра 2. «Ругаемся овощами»
Проектирование проблемных ситуаций 3. «Две гири»
Игра 4. «Уходи, злость»
Упражнение 5. «Возьми себя в руки»
Игра 6. «Липучка»
Рефлексия занятия.
Ритуал окончания занятия «Подари улыбку»
Занятие №9
«Царевна - Несмеяна»
Создание положительного эмоционального настроя. Снятие мышечных зажимов. Снятие речевых зажимов. Осознание языка собственного тела. Развитие умения выстраивать стратегию и тактику своего поведения. Формирование адекватной самооценки, развитие доброжелательности. Повышение уверенности в себе.
Упражнение 1. «Приветствие»
Упражнение 2. «Повторяй за мной»
Игра 3. «Скульптор и глина»
Упражнение 4. «Туча»
Игра 5. «Царевна - Несмеяна»
Игра 6. «Смелые ребята»
Рефлексия занятия.
Ритуал окончания занятия «Подари улыбку»
Занятие №10
«Цветочный дождь»
Создание положительного эмоционального настроя. Снятие мышечных зажимов. Снятие речевых зажимов. Развитие доверия к окружающим, сплочение детей. Обучение решению затруднительных ситуаций путем переговоров. Отреагирование положительных черт характера.
Ритуал начала занятия.
Упражнение 1. «Приветствие»
Игра 2. «Я умею хорошо…»
Игра 3. «Серебряное копытце»
Игра 4. «Сладкая проблема»
Упражнение 5. «Так будет справедливо»
Упражнение 6. Рисование «Мой хороший поступок»
Рефлексия занятия.
Ритуал окончания занятия «Подари улыбку»
Занятие №11
«Отрицательная ветвь»
Создание положительного эмоционального настроя. Снятие мышечных зажимов. Снижение эмоционального напряжения. Развитие сочувствия, внимания, взаимоуважения. Обучение анализу своего поведения, формирование адекватной самооценки.
Ритуал начала занятия.
Упражнение 1. «Приветствие»
Игра 2. «Настроение и походка»
Упражнение 3. «Лужа»
Проектирование проблемных ситуаций 4. «Отрицательная ветвь»
Игра 5. «Прогулка»
Упражнение 6. Рисование «Я в трех зеркалах»
Рефлексия занятия.
Ритуал окончания занятия «Подари улыбку»
Занятие №12
«Ковер мира»
Создание положительного эмоционального настроя. Снятие мышечных зажимов. Снятие речевых зажимов. Развитие умения решать конфликт путем переговоров и дискуссий. Воспитание уважение к другой личности.
Ритуал начала занятия.
Упражнение 1. «Приветствие»
Игра 2. «Путешествие»
Упражнение 3. «Ковер мира»
Разучивание «Мирной считалки» М. Яснова
Рефлексия занятия.
Ритуал окончания занятия «Подари улыбку»
Важным направлением развития навыков эффективного взаимодействия у старших дошкольников является целенаправленная работа с педагогами и родителями, так как именно сотрудничество взрослого с детьми способствует личностному развитию, а также полностью соответствует современным требованиям организации образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов
Цель: развитие коммуникативной культуры педагогов.
Задачи:
1. Развивать коммуникативные навыки, обеспечивающие успешность общения педагогов с детьми и их родителями.
2. Обучать способам грамотного разрешения конфликтных ситуаций.
3. Обучать навыкам саморегуляции.
Тематический план работы с педагогами
№ Тема Часы Методы и приемы
1 «Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте» (консультация) 1 беседа, игры, упражнения
2 «Игры, развивающие общение» (семинар-практикум) 1 игры, упражнения
3 «Коррекция межличностного взаимодействия» (консультация) 1 беседа, игры, упражнения
4 «Стиль общения» (тренинг) 2 игры, упражнения, разыгрывание ситуаций
5 «Обучение навыкам эффективного общения» (тренинг) 2 игры, упражнения, разыгрывание ситуаций
Психолого-педагогическое сопровождение родителей
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах развития навыков эффективного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить родителей с психологическими знаниями в области коммуникации.
2. Выработать практические навыки эффективного взаимодействия родителей с детьми.
Тематический план работы с родителями
№ Тема Часы Методы и приемы
1 «С чего начинается общение» (родительское собрание) 1 беседа, игры, упражнения
2 «Играем вместе» (семинар-практикум) 1 игры, упражнения
3 «Как помочь эмоциональным детям» (тренинг) 2 беседа, игры, упражнения, разыгрывание ситуаций
4 «Как научить ребенка 6 -7 лет общаться с другими»;
«Игры для старших дошкольников, воспитывающие гуманное отношение к сверстникам»;
«Особенности эмоционального развития в старшем возрасте»;
«Для чего ребенку нужны друзья»;
«Игровые способы решения детских конфликтов»;
«Правила общения». информационный материал
Список литературы
1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / – Г. М. Андреева. – М. : Изд-во МГУ, 1988. – 326с.
2. Биркенбил, В. Язык интонации, мимики, жестов [Текст] / В. Биркенбил. – СПб. : Питер-Пресс, 1997. – 224с.
3. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев. – М. : Просвещение, 1983. – 352с.
4. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники [Текст] : учеб. пособие / И. В. Вачков. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Ось-89, 2003. – 224с.
5. Запорожец, А. В., Лисина, М. И. Развитие общения у дошкольников [Текст] / А. В. Запорожец, М. И. Лисина. – М. : Просвещение, 1974.- 252с.
6. Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст] / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – М., 1997.
7. Коломенский, Я. Л., Панько, Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника [Текст] : учебное пособие /Я. Л. Коломенский, Е. А. Панько. - Мн. : Универститэцкае, 1997.- 237с.
8. Психолого-педагогические программы сопровождения ФГОС НОО / под общ. ред. Е. С. Щеголенковой. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2012. – 364с.
9. Кряжева, Н. Л. Кот и Пес спешат на помощь [Текст] /Н. Л. Кряжева. - Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000.- 254с.
10. Кобазева, Ю. А. Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте и его роль в процессе формирования личности ребенка [Текст] / Ю. А. Кобазева // Психолог в детском саду. -2003.-№3.- С. 14-17.
11. Лисина, М. И. Проблема онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. – М. : Просвещение, 1986. – 234с.
12. Марциновская, Т. Д. Детская практическая психология [Текст] / Т. Д. Марциновская. – М. : Гардарики, 2000.- 287с.
13. Микляева, Н. В. Работа педагога психолога в ДОУ [Текст] : методическое пособие/ Н. В. Микляева. -М. : Айрис-пресс, 2007.- 324с.
14. Макшанов, С. И. Психология тренинга [Текст] / С. И. Макшанов. – СПб. :, 1996. – 18с.
15. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры [Текст] : практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М. А. Панфилова. -М. : Гном и Д, 2010.-160с.
16. Петрусинского, В. В. Игры-обучение, тренинг, досуг [Текст] / под. ред. В. В. Петрусинского. – М. : Новая школа, 1994. – 368с.
17. Репина, Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Т. А. Репина. – М. : Просвещение, 1978. – 112с.
18. Рыбак Е. В. Вместе. Программа развития коммуникативной сферы средствами эмоционального воздействия [Текст] / Е. В. Рыбак. - Архангельск: АО ИППК. – 1997.- 48с.
19. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е. О. Смирнова. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 160с.
20. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология [Текст] : учеб. пособие /Г. А. Урунтаева. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 336с.
21. Хухлаева, О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников [Текст] / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев, И. М. Первушина. – М. : Генезис, 2010. – 215с.
22. Чистякова, М. И. Психогимнастика [Текст] / М. И. Чистякова. – М. ,1995. - 137с.
23. Эльконин, Д. Б., Венгер А. Л. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста [Текст] / Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер. – М. : Педагогика, 1998. – 320с.