Лидия Ивановна Баранова
Развитие мышления у старших дошкольников посредством развивающих игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие и совершенствование мышления у дошкольников – одна из сложнейших проблем в психолого-педагогической практике.
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления выделяют логические операции (сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение) и процессы (суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция). Мышление каждого человека характеризуется определенными
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
качествами, такими как гибкость, широта, быстрота, целеустремленность, самостоятельность, глубина.
В отечественной психологической науке, основанной на учении о деятельностной природе психики человека, мышление получило новую трактовку. Его стали понимать как особый вид познавательной деятельности.
Деятельностная теория мышления способствовала решению многих практических задач, связанных с обучением и умственным развитием детей.
В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей формируется наглядно-действенный и наглядно-образный тип мышления, в старшем возрасте у ребят начинает активно развиваться логическое мышление. Логическое мышление-это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов.
Целью формирования всех типов мышления у дошкольников является развитие умственных способностей.
Основой любого полноценного мыслительного процесса, направленного на понимание усваиваемого материала и творческое его преобразование, является наличие следующих составляющих:
• высокий уровень активности мышления, проявляющийся в установке на множественность вариантов решения задач, в свободе выдвижения нестандартных идей и в гибкости перехода от одной из них к другой.
• высокий уровень сформированности мыслительных операций таких, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация и др. ;
• высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях (предметах, объектах, в использовании обобщенных схем анализа, в осознании собственных способов мышления и в самоконтроле.
Чтобы дети успешно овладели навыками мыслительной деятельности, в ходе занятий соблюдаю следующие требования:
• задаю вопросы, побуждающие детей активно мыслить, формулировать умозаключения и выводы (почему, зачем, отчего, с какой целью? и др.);
• стимулирую, с одной стороны, как можно большее число разнообразных ответов, с другой – поощряю оригинальные, творческие решения;
• разрешаю детям использовать шутливые и забавные ответы, так как зачастую именно они являются наиболее ярким проявлением нестандартности мышления;
• провожу обсуждение детьми всех предложенных решений и развернутое обоснование, почему какое-то решение им понравилось, а какое-то – нет;
• включаю разные методы обучения (Ю. К. Бабанский):
- методы организации и осуществления образовательной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные);
- методы стимулирования и мотивации обучения - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха.
В дошкольном детстве основными средствами развития мыслительных процессов являются специально организуемые развивающие игры и упражнения. С детьми старшего дошкольного возраста практикую следующие игры:
на развитие вербального мышления: «Найди лишнее слово» - храбрый, злой, смелый, отважный; час, минута, лето, секунда и т. д. ; «Назови как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие» - деревья; спорт; искусство; наземный транспорт и т. д.; «Найди несколько вариантов использования какого-либо предмета»; «Поиск «противоположных» предметов», «Поиск аналогов», «Найди пару», «Отгадай, что я хочу сказать» и другие игры;
С целью развития невербального мышления использую печатные игры, ребусы, головоломки из серии «Папка дошкольника», игровые упражнения из журнала «Вестник МО «Купчино».
Результативно проходят занятия по тетради «Упражнения и игры для развития внимания и мышления» (Составители: Гаврина С. Е, Кутявина Н. Л, Топоркова И. Г, Щербинина С. В.). На каждой странице тетради предложено несколько заданий, первое из которых всякий раз новое, а следующие четыре - однотипные:
1. найдите закономерность и нарисуйте следующий или пропущенный предмет;
2. найдите закономерность и в пустых клетках нарисуйте недостающие предметы;
3. найдите «лишний» предмет. Объясните, почему он не подходит к остальным;
4. нарисуйте рядом точно такую же фигуру по точкам или по клеточкам.
Вот несколько страниц пособия.
Занятия провожу как индивидуально, так и с группой детей. Материалы, необходимые для выполнения заданий: индивидуальные для каждого ребенка ксерокопии страниц, простой карандаш, ластик.
Педагогические возможности специально организуемых игр и упражнений очень велики. Они развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности детей.
Литература.
1. В. П. Каширин. Психология и педагогика. М. : «Издательский центр «Академия», 2006 г
2. Психологическая работа в ДОУ. Издательство «Учитель», 2009 г