Приложение МААМ

Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Елена Батранина
Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Традиционно в дошкольной педагогике и методике дидактическим играм отводится важная роль в обучении детей сюжетно-ролевым играм, а именно умение взять на себя ту или иную роль, соблюдать определенные правила игры, формировать умение разворачивать сюжетную линию и т. п.

Оценима роль дидактической игры в развитии мышления дошкольника. Игра способствует расширению представлений об окружающем мире, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также способствует опыту общения детей со взрослыми и сверстниками. Игра делает процесс обучения более легким, занимательным. Процесс игры вызывает интерес детей, возбуждает их активность, желание играть, способствует развитию детской инициативы.

Публикация «Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах

Дидактические игры, по мнению многих ученых, имеют множество возможностей для развития активности и самостоятельности детей дошкольного возраста. В игровой форме дети намного легче преодолевают трудности умственной работы, следовательно, процесс мышления протекает быстрее и более активно. А игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте и занимает важное место в условиях дошкольной образовательной организации.

Во время игры у ребенка развиваются те стороны психики, от которых в дальнейшем будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его взаимоотношения с людьми. Следовательно, игровая деятельность влияет и на развитие понятийного мышления.

Принцип систематичности, впервые примененный Я. А. Каменским, предполагает, что в изложение программного материала воспитателем доводилось до уровня системности в сознании воспитанников, чтобы знания усваивались ими в определенной последовательности и были взаимосвязанными. Системность мышления заключается в установлении ассоциаций, т. е. связей между изучаемыми явлениями и предметами.

Применение данного принципа означает, то, что вся педагогическая работа с детьми идет системно и в определенном порядке.

В нашей работе, данные принципы находили свое отражение в том, что каждая новая дидактическая игра строилась на уже освоенном ребенком материале. При этом было дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами, что требовало поиск решения, стремление к обучению новым приемам работы. Содержание игр было близко и понятно ребенку, т. к. соответствовало возрасту и познавательным потребностям ребенка.

Поскольку нами была поставлена задача развития диалогической речи старших дошкольником средствами дидактических игр, то были отобраны дидактические игры, проводя которые были направлены на достижение предполагаемого результата.

На вводных занятиях, мы знакомили дошкольников с различными дидактическими играми : словесными, печатно-настольными и играми с предметами.

Развитие наглядно-образного мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развивается конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Работу с дидактическим играми по развитию наглядно-образного мышления мы проводили в следующей последовательности:

1. проведение дидактических игр, которые способствовали бы накапливанию представлений об объектах окружающего мира;

2. проведение дидактических игр с использованием опоры на образец, которые направлены на развитие наглядно-образного мышления;

3) проведение дидактических игр с усложнением без использования опоры на образец.

Дидактические мы проводили, как в первой половине дня, так и во второй половине. При этом мы развивали предметно-пространственную среду, стимулировали интерес к дидактическим играм во время свободной деятельности детей. Большое значение мы придавали эстетическому оформлению дидактических игр. Мы включали подобранные игры во все виды деятельности детей, с последующим усложнением их содержания.

При подборе дидактических игр мы учитывали следующее:

- учет возраста и их личностных особенностей;

- игры были систематичными и последовательными.

Дидактические игры проводились в следующих педагогических условиях:

- использование художественного слова при подготовке и проведении игры;

- совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка, стимулирующая атмосферу добра, радости, веселья;

- применение эмоционально-образной методики руководства дидактической игрой;

- осуществление индивидуального подхода при проведении дидактических игр;

- систематическое проведение дидактических игр с последовательным их усложнением.

Развитие словесно-логического мышления является новообразованием для старшего дошкольного возраста. Наличие элементов словесно-логического мышления, таких как умение обобщать, выявлять закономерности, сравнивать признаки предметов, анализировать, по мнению Я. Л. Коломинского, В. А. Крутецкого, становится необходимым условием последующего успешного включения ребенка в новую систему отношений в процессе школьного обучения, оптимальной адаптации к различным общественным отношениям, поэтому так необходимо развивать данный тип мышления детей старшего дошкольного возраста.

Для развития словесно-логического мышления у детей мы использовали использовать различные упражнения и игры, при этом следовали следующим правилам:

- включали упражнения на развитие всех операций мышления : анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации, абстракции;

- из заданий, предназначенных для развития мышления, выбрали те, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка;

- располагали задания в составе упражнений в порядке нарастания сложности;

- упражнения повышенной трудности чередовали с более легкими, не требующими от ребенка значительных усилий, что позволяло ему повысить уверенность в своих возможностях и настроиться на дальнейшую работу.

Система дидактических игр для развития словесно-логического мышления включала следующие типы игр:

- головоломки типа кубика Рубика;

- задания типа «соединить слова с подходящей картинкой», «найти рисунок-отгадку к загадке», «разделить предмет на равные части», «образовать прилагательное от существительного» и др. ;

- задания на разделение предметов по группам;

- задания на подсчет букв и звуков в слове;

- дополнение и раскрашивание картинки;

- повторение рисунка по клеточкам из заданного образца;

- нахождение отличий на 2 картинках.

Умению сравнивать, обобщать проявляются в логической четкости, доказательности речи, способствовали такие упражнения, которые обучали детей пользоваться сложными синтаксическими конструкциями с сочинительной и подчинительной связью. Например, «Я считаю, что лебедя надо разместить рядом с уткой потому, что утка, как и лебедь, - водоплавающая птица».

Таким образом, развитие мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Дидактическая игра является одним из методов развития познавательного интереса детей дошкольного возраста к различным видам деятельности.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Опубликовано: 25 октября 2023 в 15:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Елена Батранина (УИ 1806643) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД