Получи документы

Развитие монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по сюжетной картине. Картина «Помощь зимующим птицам»

ольга корпусова
Развитие монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по сюжетной картине. Картина «Помощь зимующим птицам»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Развитие монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по сюжетной картине.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Картина «Помощь зимующим птицам»

Программные задачи:

* Продолжать учить детей составлению монолога смешанного типа по сюжетной картине (повествование с элементами описания).

Публикация «Развитие монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по сюжетной картине, Картина „Помощь зимующим птицам“» размещена в разделах

* Учить придумывать начало к рассказу, предшествующее сюжету картины и конец, используя схемы. Закреплять понимание того о чём можно говорить В каждой структурной части рассказа (в начале, середине, конце).

* Учить образовывать сложноподчиненные предложения, осложнённые двумя придаточными.

* Продолжать учить пользоваться в речи прямыми (птица - пташка - пичужка) и контекстуальными синонимами (птицы - пернатые друзья; дятел - лесной доктор). Употреблять в рассказе существительные, глаголы и прилагательные подходящие к

контексту высказывания.

* Продолжать учить образовывать слова приставочным способом (подлетела, облетела, перелетела, вылетела, слетела, улетела).

* Воспитывать желание заботиться о птицах. Развивать умение слушать и анализировать рассказ товарища, обращая внимание на средства выразительности.

Конспект занятия. (Старшая группа).

В. : - Ребята, хотите узнать что изображено на этих картинках? /Дa/

- Для этого надо отгадать загадки.

Загадка 1. «Бел как мел, с неба прилетел, зиму пролежал, в землю убежал».

/Снег/ открывается картинка.

Загадка 2. «И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт»,

/Иней/ открывается картинка.

Загадка 3. «Побелело за ночь всюду, а у нас в квартире чудо! За окошком

двор исчез. Там волшебный вырос лес».

/Морозный узор/ открывается картинка.

В. : - О каком времени года эти загадки? /0 зиме/.

Вы любите зиму?

За что вы любите зиму? / я люблю зиму, потому что. /

А как вы думаете, все ли рады зиме? /Голодно и холодно животным. Холодно людям работающим на улице. Трудно чистить дороги, если много снега и т. д. !

Как мы помогаем птицам? /Сделали кормушки, развесили их на участке детского сада. Насыпаем корм. Чистим кормушки от снега.!

Ребята, я сегодня увидела, что у малышей на участке нет кормушек для птиц.

Как мы их можем научиться заботиться о птицах? /Можно рассказать,

что птицам надо помогать зимой. Рассказать, что они любят клевать. Показать, как и из

чего сделать кормушки. Показать наши кормушки. /

Дети, а ещё мы можем составить рассказ по картине о том, как люди

заботятся о птицах и рассказать его малышам.

Выставляется картина.

В. : - Скажите, о чём эта картина? /Эта картина о том, как люди заботятся о птицах. !

Ребята, у меня тоже есть кормушка, но её занесло снегом. Чтобы

расчистить кормушку от снега, надо придумать красивые слова. Кто

придумает слово - уберёт одну снежинку. / снежинки дети кладут себе на стол/

Какои выдался день?/тихий, пасмурный, морозный, холодный

Как можно назвать место, где находятся взрослые и дети? /парк, сквер, роща, аллея/

А ещё можно сказать "птичий городок".

Как по-другому можно сказать о птицах? /птички, птахи, пичужки, пернатые друзья/.

А как по-другому можно назвать дятла? /лесной Доктор/

Посмотрите на синиц. Скажите, какие они? /шустрые, пугливые, весёлые,

дружные/

Люди кормят птиц. Как можно сказать о таких людях? Какие они? /добрые,

заботливые, участливые, внимательные/

Молодцы, много красивых слов придумали и помогли расчистить кормушку от снега.

В. : А вот и птички к вам прилетели! (Дети подходят к столам, где лежат листы нарисованными деревьями и стоят пластилиновые птички. Воспитатель ставит там же кормушку.)

Возьмите птичек Я буду у вас спрашивать что делает птица, а вы отвечать

и показывать.

Птица к дереву что сделала? /подлетела/ дети имитируют действия птицы.

Птичка вокруг дерева что сделала? /облетела/ имитация движения птицы.

Пичужка с ветки на ветку что сделала? /перелетела/ имитация движения птицы

Птаха из кормушки что сделала? /вылетела/ имитация движения птицы

С ветки пташка что сделала? /слетела/ имитация движения птицы

Наевшись, птичка что сделала? /улетела/ имитация движения птицы.

В. : - Молодцы, вы правильно сказали о том, что делала птица. Посадите

пташек на кормушку и возвращайтесь на сои места.

Воспитатель выставляет схему «Волшебная дверь».

- Посмотрите, это волшебная дверь. Закройте глаза и представьте, что мы

открыли её и вошли в картину. Откройте глаза. Осмотритесь вокруг. Кто

движется?

/Поползни бегают по стволу, разыскивая свои припасы. Лесной доктор добывает

насекомых-вредителей из -под коры. Важные голуби и весёлые воробьи клюют корм прямо

на снегу. Много шустрых синичек слетелось на кормушки. / Если дети затрудняются или

упустили что-либо, воспитатель помогает вопросами (Что делают поползни? и т. д.)

В. : - Закроем дверь и вернёмся в группу.

В. : - Как вы думаете, как появился в парке «птичий городок»?

Варианты:

1)Парк находится рядом с многоэтажными домами. когда наступила морозная зима, люди развесили кормушки, чтобы помочь пернатым

друзьям в голодное время. (выставляется схема)

2) Рядом с парком находится школа. Школьники сделали кормушки и развесили в парке. (Выставляется схема)

3)Рядом с парком находится детский сад. Воспитатели с детьми сделали кормушки и развесили в парке. (выставляется схема)

В. : - Чтобы рассказ получился интересным, поучимся строить красивые предложения.

Что делает белочка? /Белочка спустилась с дерева, чтобы взять орешек. /

Сейчас мы это предложение увеличим, сделаем его ещё красивее.

Белочка спустилась с дерева, чтобы взять орешек, который мальчик держит

где? /в руке/. Послушайте какое предложение получилось: Белочка

спустилась с дерева, чтобы взять орешек, который мальчик держит вруке.

Давайте повторим это предложение вместе. Кто повторит?

Не забудьте употребить это предложение в своём рассказе.

ФИЗМИНУТКА

В. : - ПРОДОЛЖИМ работу над рассказом.

Давайте вспомним, о чем надо рассказывать в каждой части рассказа

в начале мы расскажем о том, как появился «птичий городок» (Мы уже об

этом с вами говорили) Помогут вам схемы.

l-ая схема (многоэт. дома и люди)

2-ая схема (д/с и восп. с детьми)

3-ья схема (школа и ученики)

о чём мы расскажем в середине? /Подробно, что происходит в парке/

О чём мы расскажем в конце? Как закончим рассказ? Нам опять помогут

схемы.

l-ая схема (почему птицам хорошо живётся рядом С людьми)

2-ая схема (За что я люблю птиц)

3-ья схема (Прилетят ли птицы ещё в этот парк)

- Посмотрите на схемы. Как будет закончен рассказ в этом случае. в этом.

в этом.

В. : - А теперь давайте составим рассказ о том как люди заботятся о птицах,

чтобы научить малышей помогать птичкам.

Кто начнёт рассказ?

Кто продолжит? /Воспитатель помогает /

Кто закончит рассказ (в. анализирует ответы детей).

Кто хочет рассказать весь рассказ?

Вам понравился рассказ Ани? Чем понравился?

У нас получился красивый рассказ. После тихого часа, мы пойдём к

малышам и расскажем им как надо заботиться о птицах зимой.

Учебно-наглядные пособия для детского сада. Авторы: С. Н. Николаева,С. Н Машкова.

Художник Б. Л Игнатьев.

Картина «Помощь зимующим птицам».

Среди многоэтажных домов находился парк. Там поселилось много птиц. Когда наступила морозная зима, люди развесили кормушки, чтобы помочь пернатым друзьям в голодное время.

Морозным, пасмурным днём взрослые и дети пришли в птичий

городок, чтобы покормить птиц. Много шустрых синичек слетелось на

кормушку. Поползни бегают по стволу, разыскивая свои припасы. Лесной

доктор добывает насекомых-вредителей из-под коры. Важные голуби и

весёлые воробьи клюютют крошки прямо на снегу. Белочка спустилась с

дерева, чтобы взять орех, который мальчик держит в руке. Птицы

привыкли к добрым людям, поэтому даже пугливая синица клюёт корм с ладошки у девочки.

Птичкам хорошо живётся в этом парке, потому что заботливые люди кормят их.

Вариант ы начала рассказа :

1. Рядом с парком находился детский сад. Ребята из детского сада

часто ходили на прогулку в парк. Там поселилось много птиц. Когда

наступила морозная зима, воспитатели вместе с детьми развесили

кормушки, чтобы помочь пернатым друзьям в голодное время.

2. Рядом с парком, где поселилось много птиц, находилась школа.

Когда наступила морозная зима, школьники сделали и развесили

кормушки на деревьях, чтобы помочь пернатым друзьям в голодное время.

Варианты завершения рассказа :

1. Я думаю, птички всегда будут возвращаться в эту рощу (парк,

потому что чуткие люди заботятся о них.

2. Мне радостно, что птиц не оставили в беде. Я их очень люблю!

Весной они поют красивые песни, а летом защищают растения от вредителей.

Публикации по теме:

«Живая картина»«Живая картина» Хочу представить вам мою работу "Живая картина". Эта работа направленна на развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, сенсорного.

Контроль в ДОУ Схемы:«Анализ занятия по обучению детей рассказыванию с помощью игрушек и предметов»,«Анализ занятия по пересказу»,«Анализ занятия по обучению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по сюжетной картине. Картина «Помощь зимующим птицам»
Опубликовано: 25 сентября 2012 в 16:54
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по сюжетной картине. Картина «Помощь зимующим птицам»» (включая файлы) размещена пользователем ольга корпусова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД