ольга корпусова
Развитие монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по сюжетной картине. Картина «Помощь зимующим птицам»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по сюжетной картине.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Картина «Помощь зимующим птицам»
Программные задачи:
* Продолжать учить детей составлению монолога смешанного типа по сюжетной картине (повествование с элементами описания).
Публикация «Развитие монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по сюжетной картине, Картина „Помощь зимующим птицам“» размещена в разделах
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Составление рассказов, описание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2012
* Учить придумывать начало к рассказу, предшествующее сюжету картины и конец, используя схемы. Закреплять понимание того о чём можно говорить В каждой структурной части рассказа (в начале, середине, конце).
* Учить образовывать сложноподчиненные предложения, осложнённые двумя придаточными.
* Продолжать учить пользоваться в речи прямыми (птица - пташка - пичужка) и контекстуальными синонимами (птицы - пернатые друзья; дятел - лесной доктор). Употреблять в рассказе существительные, глаголы и прилагательные подходящие к
контексту высказывания.
* Продолжать учить образовывать слова приставочным способом (подлетела, облетела, перелетела, вылетела, слетела, улетела).
* Воспитывать желание заботиться о птицах. Развивать умение слушать и анализировать рассказ товарища, обращая внимание на средства выразительности.
Конспект занятия. (Старшая группа).
В. : - Ребята, хотите узнать что изображено на этих картинках? /Дa/
- Для этого надо отгадать загадки.
Загадка 1. «Бел как мел, с неба прилетел, зиму пролежал, в землю убежал».
/Снег/ открывается картинка.
Загадка 2. «И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт»,
/Иней/ открывается картинка.
Загадка 3. «Побелело за ночь всюду, а у нас в квартире чудо! За окошком
двор исчез. Там волшебный вырос лес».
/Морозный узор/ открывается картинка.
В. : - О каком времени года эти загадки? /0 зиме/.
Вы любите зиму?
За что вы любите зиму? / я люблю зиму, потому что. /
А как вы думаете, все ли рады зиме? /Голодно и холодно животным. Холодно людям работающим на улице. Трудно чистить дороги, если много снега и т. д. !
Как мы помогаем птицам? /Сделали кормушки, развесили их на участке детского сада. Насыпаем корм. Чистим кормушки от снега.!
Ребята, я сегодня увидела, что у малышей на участке нет кормушек для птиц.
Как мы их можем научиться заботиться о птицах? /Можно рассказать,
что птицам надо помогать зимой. Рассказать, что они любят клевать. Показать, как и из
чего сделать кормушки. Показать наши кормушки. /
Дети, а ещё мы можем составить рассказ по картине о том, как люди
заботятся о птицах и рассказать его малышам.
Выставляется картина.
В. : - Скажите, о чём эта картина? /Эта картина о том, как люди заботятся о птицах. !
Ребята, у меня тоже есть кормушка, но её занесло снегом. Чтобы
расчистить кормушку от снега, надо придумать красивые слова. Кто
придумает слово - уберёт одну снежинку. / снежинки дети кладут себе на стол/
Какои выдался день?/тихий, пасмурный, морозный, холодный
Как можно назвать место, где находятся взрослые и дети? /парк, сквер, роща, аллея/
А ещё можно сказать "птичий городок".
Как по-другому можно сказать о птицах? /птички, птахи, пичужки, пернатые друзья/.
А как по-другому можно назвать дятла? /лесной Доктор/
Посмотрите на синиц. Скажите, какие они? /шустрые, пугливые, весёлые,
дружные/
Люди кормят птиц. Как можно сказать о таких людях? Какие они? /добрые,
заботливые, участливые, внимательные/
Молодцы, много красивых слов придумали и помогли расчистить кормушку от снега.
В. : А вот и птички к вам прилетели! (Дети подходят к столам, где лежат листы нарисованными деревьями и стоят пластилиновые птички. Воспитатель ставит там же кормушку.)
Возьмите птичек Я буду у вас спрашивать что делает птица, а вы отвечать
и показывать.
Птица к дереву что сделала? /подлетела/ дети имитируют действия птицы.
Птичка вокруг дерева что сделала? /облетела/ имитация движения птицы.
Пичужка с ветки на ветку что сделала? /перелетела/ имитация движения птицы
Птаха из кормушки что сделала? /вылетела/ имитация движения птицы
С ветки пташка что сделала? /слетела/ имитация движения птицы
Наевшись, птичка что сделала? /улетела/ имитация движения птицы.
В. : - Молодцы, вы правильно сказали о том, что делала птица. Посадите
пташек на кормушку и возвращайтесь на сои места.
Воспитатель выставляет схему «Волшебная дверь».
- Посмотрите, это волшебная дверь. Закройте глаза и представьте, что мы
открыли её и вошли в картину. Откройте глаза. Осмотритесь вокруг. Кто
движется?
/Поползни бегают по стволу, разыскивая свои припасы. Лесной доктор добывает
насекомых-вредителей из -под коры. Важные голуби и весёлые воробьи клюют корм прямо
на снегу. Много шустрых синичек слетелось на кормушки. / Если дети затрудняются или
упустили что-либо, воспитатель помогает вопросами (Что делают поползни? и т. д.)
В. : - Закроем дверь и вернёмся в группу.
В. : - Как вы думаете, как появился в парке «птичий городок»?
Варианты:
1)Парк находится рядом с многоэтажными домами. когда наступила морозная зима, люди развесили кормушки, чтобы помочь пернатым
друзьям в голодное время. (выставляется схема)
2) Рядом с парком находится школа. Школьники сделали кормушки и развесили в парке. (Выставляется схема)
3)Рядом с парком находится детский сад. Воспитатели с детьми сделали кормушки и развесили в парке. (выставляется схема)
В. : - Чтобы рассказ получился интересным, поучимся строить красивые предложения.
Что делает белочка? /Белочка спустилась с дерева, чтобы взять орешек. /
Сейчас мы это предложение увеличим, сделаем его ещё красивее.
Белочка спустилась с дерева, чтобы взять орешек, который мальчик держит
где? /в руке/. Послушайте какое предложение получилось: Белочка
спустилась с дерева, чтобы взять орешек, который мальчик держит вруке.
Давайте повторим это предложение вместе. Кто повторит?
Не забудьте употребить это предложение в своём рассказе.
ФИЗМИНУТКА
В. : - ПРОДОЛЖИМ работу над рассказом.
Давайте вспомним, о чем надо рассказывать в каждой части рассказа
в начале мы расскажем о том, как появился «птичий городок» (Мы уже об
этом с вами говорили) Помогут вам схемы.
l-ая схема (многоэт. дома и люди)
2-ая схема (д/с и восп. с детьми)
3-ья схема (школа и ученики)
о чём мы расскажем в середине? /Подробно, что происходит в парке/
О чём мы расскажем в конце? Как закончим рассказ? Нам опять помогут
схемы.
l-ая схема (почему птицам хорошо живётся рядом С людьми)
2-ая схема (За что я люблю птиц)
3-ья схема (Прилетят ли птицы ещё в этот парк)
- Посмотрите на схемы. Как будет закончен рассказ в этом случае. в этом.
в этом.
В. : - А теперь давайте составим рассказ о том как люди заботятся о птицах,
чтобы научить малышей помогать птичкам.
Кто начнёт рассказ?
Кто продолжит? /Воспитатель помогает /
Кто закончит рассказ (в. анализирует ответы детей).
Кто хочет рассказать весь рассказ?
Вам понравился рассказ Ани? Чем понравился?
У нас получился красивый рассказ. После тихого часа, мы пойдём к
малышам и расскажем им как надо заботиться о птицах зимой.
Учебно-наглядные пособия для детского сада. Авторы: С. Н. Николаева,С. Н Машкова.
Художник Б. Л Игнатьев.
Картина «Помощь зимующим птицам».
Среди многоэтажных домов находился парк. Там поселилось много птиц. Когда наступила морозная зима, люди развесили кормушки, чтобы помочь пернатым друзьям в голодное время.
Морозным, пасмурным днём взрослые и дети пришли в птичий
городок, чтобы покормить птиц. Много шустрых синичек слетелось на
кормушку. Поползни бегают по стволу, разыскивая свои припасы. Лесной
доктор добывает насекомых-вредителей из-под коры. Важные голуби и
весёлые воробьи клюютют крошки прямо на снегу. Белочка спустилась с
дерева, чтобы взять орех, который мальчик держит в руке. Птицы
привыкли к добрым людям, поэтому даже пугливая синица клюёт корм с ладошки у девочки.
Птичкам хорошо живётся в этом парке, потому что заботливые люди кормят их.
Вариант ы начала рассказа :
1. Рядом с парком находился детский сад. Ребята из детского сада
часто ходили на прогулку в парк. Там поселилось много птиц. Когда
наступила морозная зима, воспитатели вместе с детьми развесили
кормушки, чтобы помочь пернатым друзьям в голодное время.
2. Рядом с парком, где поселилось много птиц, находилась школа.
Когда наступила морозная зима, школьники сделали и развесили
кормушки на деревьях, чтобы помочь пернатым друзьям в голодное время.
Варианты завершения рассказа :
1. Я думаю, птички всегда будут возвращаться в эту рощу (парк,
потому что чуткие люди заботятся о них.
2. Мне радостно, что птиц не оставили в беде. Я их очень люблю!
Весной они поют красивые песни, а летом защищают растения от вредителей.