Алевтина Лузгинова
Развитие монологической речи учащихся начальных классов с использованием приемов творческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи – одна из важнейших проблем в начальной школе. Свести обучение речи лишь к изучению грамматической или синтаксической роли ее нельзя, ибо слово, речь связана мышлением. Научить ребенка монологической речи – значит научить его мыслить.
Монологическая речь – длительное, последовательное, связанное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.
Публикация «Развитие монологической речи учащихся начальных классов с использованием приемов творческой деятельности» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Монолог подчиняется требованиям, которые предъявляются к логической мысли, а именно: последовательности и доказательности. Это первое условие, обеспечивающее связанность мыслей. Другое условие – грамматически безукоризненное построение предложений. Не секрет, что хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в обществе, а для школьника – средством успешного обучения в школе. Владение ребенком связной, грамматически и фонетически правильной речью является важнейшим показателем готовности его к школе. Но, к сожалению, опыт показывает, что речь большинства детей, поступающих в школу, несовершенна: они не умеют строить связную монологическую речь, не владеют нормами литературного произведения, делают неправильное ударение в словах. По нашим наблюдениям, словарь детей беден, синтаксис речи однообразен, речь учащихся беспланова, полна просторечных слов. Поэтому среди многообразия задач, решаемых предметом «Литературное чтение», развитие монологической речи стала для нас весьма актуальной темой.
Возникает вопрос «Как изменить урок, чтобы каждый ученик смог проявить себя? Каким образом осуществить полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями, что требует от детей правильной монологической речи?»
Просматривая программу по чтению, мы стараемся учитывать возрастные особенности младших школьников и, в частности, степень и уровень развития у них монологической речи. Опыт показывает, что в первом классе у детей отсутствуют элементы сравнения, образности, поэтому с первых уроков мы стараемся ввести своеобразные речевые разминки.
Например: 1. «Игра в ассоциации». Слово «ассоциации» для детей не произносится, а предлагается вопрос: «Какое настроение, цвет, предмет вам представляется, когда я произношу слова осенний листок, весеннее солнце, капель и т. д.»
2. Найди в тексте неудачные слова, запутавшиеся не в своем предложении.
Например: Под ногами у меня тихо трещали (шуршали) опавшие листья. Небо было занавешено (покрыто) облаками.
3. Подобрать сравнение к словосочетаниям, отдельным словам: иней на деревьях – похож на мохнатые кисти.
4. «Снежный ком» Алгоритм этого приема можно кратко описать так: Слово- предложение - вопрос- ответ.
Учитель показывает на ученика и говорит: «Слово!» Тот говорит слово, которое касается темы урока. Показывает на другого ученика и говорит: «Предложение!» Второй ученик составляет предложение с этим словом. Третий ученик предлагает вопросы к этому предложению, четвертый ученик отвечает на него.
Подобные речевые разминки присутствуют на каждом уроке.
Поскольку в любой жизненной ситуации мы обращаемся к конкретному адресату, целесообразно уже на начальном этапе приучать младших школьников учитывать в ходе монологической речи адресата речи. Первым адресатом, к которому обращаются учащиеся начальной школы может быть класс. Предлагая на уроках чтения задания, требующие устного высказывания, нужно дать обязательно установку: «Расскажи классу». Поскольку основная задача – обучение слушанию, ученик должен слышать то, что замыслил автор высказыванием (одноклассник, учитель и др., уметь проникнуть в замысел. В ходе восприятия чужого текста каждый слышит свое. Вот здесь важно не спугнуть ученика, помочь ему словесно выразить то, что он услышал, дать возможность высказаться всем. Важно помнить, что нет единственно правильного ответа на вопрос: «Каков замысел автора?»
Мы должны вырастить из наших учеников соавторов услышанного или прочитанного, имеющих право на собственное мнение и понимание высказывания.
С целью развития монологической речи необходимо вести начальную работу по овладению отдельными жанрами, такими как инструкции, письмо, в основе которого лежит описание предмета, явления, лица.
Для обучения элементам описания в начале урока мы предлагаем ученикам нарисовать словами какой-нибудь предмет (в зависимости от темы урока). В этом случае пытаемся уйти от шаблонных эпитетов и сравнений. Подводим своих учеников к мысли о том, что не в вычурности, особой красивости дело. Ученики должны понять, что главное в их собственном высказывании – мысли и чувства.
Развитию монологической речи на уроках способствуют и творческие упражнения на воображение. В начале года в течение нескольких уроков идет работа над текстами – образцами высокого уровня, подбором сравнений, определения на тему «Осень». Дети сочиняют сказки, и хотя основная часть учеников составляет сказку по аналогии с предложенной учителем, у некоторых учеников появляются оригинальные элементы сюжета, образы.
Чтение про себя дается на уроках очень редко, обязательно с заданием: найти в тексте какой-то отрывок или подумать, какую картину можно было бы нарисовать по данному отрывку.
Для развития монологической речи дети много читают вслух и хором. В качестве речевых зарядок выступают полюбившиеся детям стихотворения.
Использованные каждый день приемы и виды работы – не механическая работа, а активная деятельность учащихся, требующая познавательной активности, разнообразных интересов, развитого интеллекта, богатого духовного мира. Все это формирует, развивает монологическую речь учащихся.