Елена Скворцова
Развитие межполушарных связей у детей дошкольного возраста
Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Публикация «Развитие межполушарных связей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Левое полушарие головного мозга отвечает за логику и анализ, за языковые способности, контролирует речь, последовательно обрабатывает информацию. Отвечает за логическое и аналитическое мышление. Левая сторона головного мозга точно знает название вещей, отвечает за анализ и принятие решений.
Правое полушарие специализируется на обработке информации, выраженной не в словах, а в символах и образах, дает возможность мечтать и фантазировать, способна рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Отвечает за творческое мышление.
У детей, начиная с перинатального периода активно развивается правое полушарие головного мозга. Ощущение своего тела, знакомство с ним, координация движений рук и ног – это работа правого полушария головного мозга. Ребенок все пропускает через телесное восприятие – это является первичным и прочным фундаментом опыта, на котором будет строится вся дальнейшая жизнь. Пространственные представления и эмоциональные процессы могут выстроиться как самостоятельные только тогда, когда они сформировались в теле ребенка. Вот поэтому важно для ребенка иметь свободный доступ для исследования окружающих предметов.
Левое полушарие головного мозга формируется через развитие правого - в правое полушарие мы даем впечатление о предмете, а в левом происходит запоминание название предмета. Чем беднее впечатление о предмете, тем бесполезнее будут полученные знания, ребенок будет реже их использовать.
Важно отметить не только правильное развитие полушарий головного мозга, а главное – нейронных связей между ними. Устойчивость, прочность и необходимое количество этих соединений обеспечивает гармоничное развитие личности. Для того чтобы у ребенка развивались нейронные связи между полушариями, нужно давать одинаковые нагрузки как на левую, так и на правую части тела: рисовать, лепить, играть на музыкальных инструментах, выстукивать ритм, прыгать, чередуя ноги, делать обеими руками различные движения.
Именно дошкольный возраст является периодом активного развития мозговых структур.
Для формирования межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать пальчиковую гимнастику, кинезиологические упражнения. Так же существует много игр для развития нейронных связей, в которые можно играть с детьми начиная с двух лет. Например, перекладывать крупу из одной чашки в другую с помощью ложки, поочередно одной, потом другой рукой, пересыпать горох или фасоль из одной тарелки в другую. Для более старших ребят подходят игры:
1. «Волшебные обводилки», направленные на развитие графо моторных навыков координации движения, синхронизации работы глаз и рук,
2. Логарифмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движений, слова.
3. Нейродинамическая гимнастика – это система физических упражнений и подвижных игр, направленых на развитие способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую из органов чувств. Это могут быть крупно моторные упражнения и игры: ползанье, езда на велосипеде, плаванье. Так же может включать в себя разнообразные комплексные упражнения, направленных на развитие межполушарных связей, зрительно – моторной координации, мелкой моторики, ловкости, координации движений, дыхательные техники.
Игры для развития межполушарного взаимодействия целесообразно использовать в начале занятия, так как они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания во время образовательной деятельности.