Земфира Барадиновна Хапаева
Развитие межнациональной толерантности в дошкольном возрасте
▼ Скачать
Развитие межнациональной толерантности в дошкольном возрасте.
«Живи с другими так, чтобы
твои друзья не стали недругами,
а недруги стали друзьями»
Пифагор
Жизнь в условиях этнического многообразия является одной из актуальных проблем в любом обществе, где подрастают дети. Так сложилось, что наш Сургут многонациональный город. Хозяева нашего края ханты – манси. А мы, приехавшие со всех уголков нашей страны, работаем, заботимся о благополучие нашего чудесного края. Только в нашем детском саду около тридцати разных наций. Мы все разные, все живем на одной земле, в одном городе. Я думаю, все родители хотят мира, и социального комфорта для своих детей. В настоящее время общество пришло к выводу, что без воспитания толерантного отношения в детях, не получится цивилизованного, полноценного и благополучного существование подрастающего поколения. Поэтому я предлагаю всем взрослым придерживаться определённых правил в воспитании своих детей.
Публикация «Развитие межнациональной толерантности в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Развивать в детях интерес к истории и культуре другого народа. Каждая национальная культура уникальна, каждая несет в себе, что-то особенное не похожее на других.
- Воспитывать в детях уважение к другим национальностям, сохраняя при этом свою индивидуальность.
- Воспитывать в детях необходимость отказаться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов.
- Показывать собственным примером толерантное отношения к обществу.
Толерантность – понятие достаточно новое.
Слово «толерантность» происходит от латинского глагола - переносить, выдерживать. В русском языке «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
Актуальность:
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования прописано: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни.
Цель: развитие основ межнациональной толерантности ребенка в дошкольном детстве.
Задачи:
1. Формировать интерес детей к традициям и культуре народов, населяющих нашу планету.
2. Развивать умение находить общее и различие в культуре разных народах.
3. Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения и национальности.
План работы на год
№ Тема Сроки
1. Выбор и ознакомление с темой Сентябрь
2. Изучить литературу по теме. Октябрь
3. Ознакомиться с требованиями ФГОС толерантного воспитания детей. Ноябрь
4. Консультации для родителей Декабрь
5. Изготовить и разработать дидактические игры и пособия Январь
6. Внедрить в работу с детьми новые дидактические игры и пособия Февраль
7. Консультация для воспитателей " Развитие межнациональной толерантности в дошкольном возрасте с учетом требований ФГОС". Март
9. Разработка перспективного планирования на 2021-2022г Апрель
10. Отчёт по теме.
Май
Участники:
1. воспитатели;
2. родители;
3. дети
Планирование:
- Перспективное планирование;
- Календарное планирование;
- Конспекты досугов, игр, развлечений и т. д.
Методические пособия (задания творческого характера по теме, иллюстрационный материал, картотеки, памятки, макеты, модели, схемы).
Содержание
1. Демонстрационный материал.
2. Картотека Дидактических и подвижных игр
3. Фотоальбомы «Опасные предметы»
4. Памятки
5. Технические способы обучения, используемые для выполнения педагогических задач (Какие использованы слайды, DVD, мультимедийный продукт).
Создание «Центра толерантности» в котором находятся:
· уголок семьи; уголок родного края; картотека игр по теме толерантность;
· картотека приветствии; папки с сказками разных народов; литература по теме: «Толерантность»; музей кукол в различных национальных костюмах, народных кукол КЧР;Манекен в национальном костюме;
Основными формами во взаимодействии с родителями:
1. Мониторинг через анкеты, тесты и личные беседы (тест для родителей – «Толерантность», «Я и мой ребенок»; анкета – Толерантность»);
2. Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста!»
3. Организация и проведение серии консультаций для родителей по вопросам нравственного и патриотического воспитания детей(«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»);
4. Проведение совместных субботников по благоустройству детского сада;
5. Участие в выставке «Осенние фантазии»;
6. Участие в оформлении уголка мира;
7. Изготовление стенгазеты, принятие участия в акции «Поздравим детский сад с днем рождения».
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, которые традиционно проводятся:
· Осенний утренник.
· День толерантности.
· День Матери.
· Новогодний утренник.
· День защитников Отечества.
· Масленица.
· Театрализованные показы.
· День защиты детей.
· Соревнования.
Работа с педагогами.
1. Правовое воспитание детей Консультация
2. Формирование навыков толерантности дошкольников Консультация
3. Межнациональное воспитание дошкольников Консультация
Обобщение материала.
Открытые НОД, педагогическая выставка и т. д.
СМИ
Сайты для воспитателей детских садов.
Участие в работе ДОУ педагогов.
Применение ИКТ.
Распространение работы на сайте ДОУ
Составление плана на 2022-2023гг.
Изученная литература:
1. Архарова, Л. И. Воспитание на народных традициях / Л. И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). - М., 2001. - С. 204-205.
2. Волков, Г. Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания / Г. Н. Волков // Мир образования - образование в мире. - 2002. - № 1. - С. 11.
3. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. - М. : Права человека, 2002. - 40 с.
4. Давыдова, О. И. Этнопедагогическая подготовка педагога / О. И. Давыдова // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 481-483.
5. Заббарова, М. Г. «Поликультурное воспитание в технологическом образовании школьников» / М. Г. Заббарова // Современное образование: реалии, традиции, инновации, перспективы: мат. междунар. науч. конф. отв. ред. Е. А. Гринёва. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. - С. 527 – 530
6. Кожанова, М. Б. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания / М. Б. Кожанова // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 120-123.
7. Коломийченко, Л. Программа социального развития: подготовительная к школе группа: раздел "ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ" / Л. Коломийченко // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. - С. 15-25.
8. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. - М., 2001.