Анна Филиппова
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у ребенка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Рука – это вышедший
наружу мозг человека»
(И. Кант).
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики у ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Многочисленными исследованиями ученых была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный (речевой) аппарат, но и развивать движения пальцев.
Работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, графических упражнений, пальчиковых и игровых упражнений. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, ваши задания должны носить игровой характер.
В работе с детьми используются разнообразные методы и приёмы, позволяющие сделать деятельность детей познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной.
Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством стимуляции активности коры головного мозга, что способствует развитию мышления и внимания.
Одной из важных особенностей пальчиковых игр является их доступность. Чтобы поиграть с ребенком, никаких особенных приспособлений и игрушек не требуется. Весь игровой материал – ручки, пальчики ребенка. Маме важно только знать несколько специальных упражнений и выучить к ним тексты стихов. В эти игры можно играть в любое время и где угодно: на прогулке, в очереди в поликлинику – там, где нужно занять малыша, отвлечь его либо заинтересовать.
Пальчиковые игры для ребенка подбираются с учетом его возможностей и постепенно усложняются. Эти игры обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи. Когда кроха проговаривает стихи и одновременно двигает пальчиками своих рук, речь его подчиняется ритму, сопровождается движениями, становится более громкой, четкой, эмоциональной.
Хорошую тренировку обеспечивают народные игры-потешки. Мама сначала ритмично читает потешку, интонационно выделяя смысловые части, сопровождая чтение игровыми движениями. Затем крохе предлагается повторять движения, а в более старшем возрасте – и слова потешки.
Улитка, улитка!
(Сжатая в кулак рука «ползет» по столу)
Высунь рога!
(Выпрямляем указательный и средний пальцы – «рога» и быстро убираем)
Дам тебе я вкусного пирога!
(Показываем раскрытые ладошки)
Мне не надо пирога,
(Вертим сжатыми кулачками)
Мне свобода дорога.
Я ползу-ползу по дорожке,
Захочу – высуну рожки
(Выпрямляем указательный и средний пальцы)
А дотронешься слегка…
Убираются рога!
(Пальчики снова прячутся – сжимаются в кулак)
Одним из приемов развития точности и согласованности движений кистей рук является работа с мелкими предметами и мозаиками. Во время перекладывания мелких частей мозаики ребенок совершает несколько разных действий – от рассматривания картинки в инструкции до сопоставления деталей по форме и цвету и выкладывания их на поверхности.
Помимо кусочков мозаики для выкладывания изображений различных предметов используются пуговицы, жёлуди, горох. Данный вид пальчиковой работы способствует развитию внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия (координация, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти, речи.
Большое внимание в играх с детьми, можно уделить играм со шнуровками, прищепками. Шнуровальный планшет — это сразу и интересная логическая игра, и тренажер для развития мелкой моторики, и плоскостной конструктор для моделирования и художественного творчества.
Разноцветными шнурками ребенок учится изображать на поверхности планшета простые контурные картинки: архитектурные сооружения, животных, людей, технику и многое другое. Регулярные занятия с игровым шнуровальным планшетом не только тренируют пальчики, но и развивают речь и умственные способности ребенка.
Выполняя пальчиками различные упражнения с прищепками, шнурками, ребёнок достигает полноценного развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Помимо вышеперечисленных технологий можно использовать нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому во время игры с ребенком важно активизировать его внимание, побудить к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
• игра
• сюрпризный момент
• просьба о помощи и т. д.
Лепка положительно влияет на развитие мелкой моторики. При скатывании пластилина, глины или соленого теста развивается динамический праксис, тем самым развивается движения двумя руками одновременно (скоординированность действий);
развивается тонус мышц, нужно приложить определенные силу, чтобы отщипнуть материал (пластилин, глину или соленное тесто); формируется захват у детей, когда берут материал (пластилин, глину или соленное тесто, когда дети лепят поделку у них развивается зрительно- моторная координация, т. к. им нужно видеть место их работы и при этом согласованно действовать руками; развивается чувствительность пальцев при работе с материалом, информация передается в мозг через сенсорные нервные окончания в пальцах, называемые проприорецепторами. Эти нервные окончания передают информацию о движении и положении рук.
Аппликация так же весьма актуальна. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются. Различные материалы вызывают у детей стремление изучить, исследовать их возможности на практике.
Один и тот же предмет, изображенный разными материалами, в разной технике зрительно будет восприниматься по иному, так как каждый материал имеет свой язык выразительности, различные цвета, формы, фактуры разнообразных материалов и особенности их движения в пространстве, обогащают зрительный и тактильный опыт ребенка, стимулируют желание применить их на практике.
Рисование карандашами и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знание приемов работы. Однако, несмотря на усилия, рисунок может, получается непривлекательным, тут на помощь приходят нетрадиционные приемы рисования.
Художественное творчество с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию :
• мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга;
• изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления);
• тактильной чувственности (при непосредственном контакте пальцев рук с различными средствами художественной деятельности дети познают их свойства, возможностями применения и т. д.);
• пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольников – ребенку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.);
Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Большой эффект в процесс развития мелкой моторики принес такой нетрадиционный метод арт-терапии как:
Пескотерапия ( игра с песком на стекле: рисование, представление, письмо в «песчаных тетрадях», изображение на мокром песке). Проводимая работа с воспитанниками показывает, что игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Она позитивно влияет на эмоциональное самочувствие, делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития дошкольника. Важным является и то, что песочницу можно использовать в любое время года, не только на улице, но дома. А самое главное – это детям близко, доступно, интересно.
Благодаря играм с песком развивается у детей тактильно - кинетическая чувствительность и мелкая моторика рук; снимает мышечную напряжённость; развивает мотивацию речевого общения; способствует расширению словарного запаса, помогает освоить навыки звуко - слогового анализа и синтеза; позволяет развивать фонематический слух и восприятие; способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Таким образом, чем разнообразнее и активнее вы применяете в игре с детьми различные формы и методы по развитию мелкой моторики тем быстрее и лучше у ребенка развивается речь, а так же развиваются все психические процессы и расширяется кругозор.
Учитель – дефектолог
Филиппова Анна Геннадьевна