Приложение МААМ

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у ребенка дошкольного возраста»

Анна Филиппова
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у ребенка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Рука – это вышедший

наружу мозг человека»

(И. Кант).

Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики у ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах

Многочисленными исследованиями ученых была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный (речевой) аппарат, но и развивать движения пальцев.

Работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, графических упражнений, пальчиковых и игровых упражнений. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, ваши задания должны носить игровой характер.

В работе с детьми используются разнообразные методы и приёмы, позволяющие сделать деятельность детей познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной.

Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством стимуляции активности коры головного мозга, что способствует развитию мышления и внимания.

Одной из важных особенностей пальчиковых игр является их доступность. Чтобы поиграть с ребенком, никаких особенных приспособлений и игрушек не требуется. Весь игровой материал – ручки, пальчики ребенка. Маме важно только знать несколько специальных упражнений и выучить к ним тексты стихов. В эти игры можно играть в любое время и где угодно: на прогулке, в очереди в поликлинику – там, где нужно занять малыша, отвлечь его либо заинтересовать.

Пальчиковые игры для ребенка подбираются с учетом его возможностей и постепенно усложняются. Эти игры обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи. Когда кроха проговаривает стихи и одновременно двигает пальчиками своих рук, речь его подчиняется ритму, сопровождается движениями, становится более громкой, четкой, эмоциональной.

Хорошую тренировку обеспечивают народные игры-потешки. Мама сначала ритмично читает потешку, интонационно выделяя смысловые части, сопровождая чтение игровыми движениями. Затем крохе предлагается повторять движения, а в более старшем возрасте – и слова потешки.

Улитка, улитка!

(Сжатая в кулак рука «ползет» по столу)

Высунь рога!

(Выпрямляем указательный и средний пальцы – «рога» и быстро убираем)

Дам тебе я вкусного пирога!

(Показываем раскрытые ладошки)

Мне не надо пирога,

(Вертим сжатыми кулачками)

Мне свобода дорога.

Я ползу-ползу по дорожке,

Захочу – высуну рожки

(Выпрямляем указательный и средний пальцы)

А дотронешься слегка…

Убираются рога!

(Пальчики снова прячутся – сжимаются в кулак)

Одним из приемов развития точности и согласованности движений кистей рук является работа с мелкими предметами и мозаиками. Во время перекладывания мелких частей мозаики ребенок совершает несколько разных действий – от рассматривания картинки в инструкции до сопоставления деталей по форме и цвету и выкладывания их на поверхности.

Помимо кусочков мозаики для выкладывания изображений различных предметов используются пуговицы, жёлуди, горох. Данный вид пальчиковой работы способствует развитию внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия (координация, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти, речи.

Большое внимание в играх с детьми, можно уделить играм со шнуровками, прищепками. Шнуровальный планшет — это сразу и интересная логическая игра, и тренажер для развития мелкой моторики, и плоскостной конструктор для моделирования и художественного творчества.

Разноцветными шнурками ребенок учится изображать на поверхности планшета простые контурные картинки: архитектурные сооружения, животных, людей, технику и многое другое. Регулярные занятия с игровым шнуровальным планшетом не только тренируют пальчики, но и развивают речь и умственные способности ребенка.

Выполняя пальчиками различные упражнения с прищепками, шнурками, ребёнок достигает полноценного развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Помимо вышеперечисленных технологий можно использовать нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

• Внимания и усидчивости;

• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

• Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому во время игры с ребенком важно активизировать его внимание, побудить к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

• игра

• сюрпризный момент

• просьба о помощи и т. д.

Лепка положительно влияет на развитие мелкой моторики. При скатывании пластилина, глины или соленого теста развивается динамический праксис, тем самым развивается движения двумя руками одновременно (скоординированность действий);

развивается тонус мышц, нужно приложить определенные силу, чтобы отщипнуть материал (пластилин, глину или соленное тесто); формируется захват у детей, когда берут материал (пластилин, глину или соленное тесто, когда дети лепят поделку у них развивается зрительно- моторная координация, т. к. им нужно видеть место их работы и при этом согласованно действовать руками; развивается чувствительность пальцев при работе с материалом, информация передается в мозг через сенсорные нервные окончания в пальцах, называемые проприорецепторами. Эти нервные окончания передают информацию о движении и положении рук.

Аппликация так же весьма актуальна. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются. Различные материалы вызывают у детей стремление изучить, исследовать их возможности на практике.

Один и тот же предмет, изображенный разными материалами, в разной технике зрительно будет восприниматься по иному, так как каждый материал имеет свой язык выразительности, различные цвета, формы, фактуры разнообразных материалов и особенности их движения в пространстве, обогащают зрительный и тактильный опыт ребенка, стимулируют желание применить их на практике.

Рисование карандашами и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знание приемов работы. Однако, несмотря на усилия, рисунок может, получается непривлекательным, тут на помощь приходят нетрадиционные приемы рисования.

Художественное творчество с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию :

мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга;

• изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

• психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления);

• тактильной чувственности (при непосредственном контакте пальцев рук с различными средствами художественной деятельности дети познают их свойства, возможностями применения и т. д.);

• пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

• ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольников – ребенку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.);

Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Большой эффект в процесс развития мелкой моторики принес такой нетрадиционный метод арт-терапии как:

Пескотерапия ( игра с песком на стекле: рисование, представление, письмо в «песчаных тетрадях», изображение на мокром песке). Проводимая работа с воспитанниками показывает, что игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Она позитивно влияет на эмоциональное самочувствие, делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития дошкольника. Важным является и то, что песочницу можно использовать в любое время года, не только на улице, но дома. А самое главное – это детям близко, доступно, интересно.

Благодаря играм с песком развивается у детей тактильно - кинетическая чувствительность и мелкая моторика рук; снимает мышечную напряжённость; развивает мотивацию речевого общения; способствует расширению словарного запаса, помогает освоить навыки звуко - слогового анализа и синтеза; позволяет развивать фонематический слух и восприятие; способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Таким образом, чем разнообразнее и активнее вы применяете в игре с детьми различные формы и методы по развитию мелкой моторики тем быстрее и лучше у ребенка развивается речь, а так же развиваются все психические процессы и расширяется кругозор.

Учитель – дефектолог

Филиппова Анна Геннадьевна

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.

Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков»Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков» Цель: помочь родителям привлечь своих детей к приобретению конструкторского опыта. Задачи: 1. Развивать с помощью конструирования активный.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста» Вашему малышу уже 5 лет!Он удивляет своим любопытством, активным взаимодействием с миром. Возраст 4-5 лет -период относительного затишья.

Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным.

Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста» Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста. Игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует.

Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста» Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у ребенка дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 августа 2020 в 08:42
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у ребенка дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Филиппова (УИ 1146235) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД