Получи документы

Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму

Елена Тодика
Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму

Уровень развития мелкой моторики рук – один из важнейших показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе.

Овладеть письмом ребенок сможет, если его пальцы хорошо слушаются. Если развита мелкая моторика рук, у него будет красивый почерк, а также это поможет избежать многих проблем с обучением в школе.

Публикация «Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму» размещена в разделах

Слайд 2 Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Слайд 3 Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Поэтому работа по развитию мелкой моторики начинается задолго до поступления ребенка в школу. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в различные развивающие игры.

Слайд 4 Средством для развития моторики служит : пластилин, соленое тесто; бумага; конструктор, мозаика, шнуровки; бросовый, природный материал; пальчиковая гимнастика; рисование и др.

Слайд 5 Игры с пластилином. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Показывая малышу все чудеса пластилинового мира, и мы видим, как быстро детские пальчики начинают создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.

Слайд 6 Игры с бумагой. Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами» : складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

Слайд 7 Игры с конструктором, мозаикой, шнуровки. Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку игры со шнуровкой, который станут прекрасным тренажером для рук.

Слайд 8 Развитие тактильных ощущений. Игры с пуговицами, с крупой, бусами, с природным материалом.

Слайд 9 Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь

между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять дыханием, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.

Включение пальчиковых игр и упражнений в любой вид деятельнлсти вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в грудном возрасте. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Например, «Сорока-ворона», «Перепелочка», «Кисель», «Банька», «Барашка купишь?» и другие.

• Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Слайд 10 Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

При подготовке руки к письму обращаем внимание, при выполнении ребенком Слайд 11 графических работ, на правильное положение тетради и карандаша, так как неправильное положение карандаша вызывает сильное напряжение мышц, отчего рука устает, а скорость и графическое качество работы ухудшается.

Слайд 12 Таким образом, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям

• овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,

• лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.

Публикации по теме:

Практикум для воспитателей логогрупп «Су-джок терапия в коррекции детей-дошкольников» Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению: ребёнок, имеющий высокий уровень.

Программа «Развитие мелкой моторики» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму
Опубликовано: 30 августа 2013 в 20:22
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...

16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД