Кайдалова Ирина
Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство подготовки руки к письму
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование интеллектуальных способностей через развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Задачи:
1. Улучшить общую двигательную активность;
2. Содействовать нормализации речевой функции;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство подготовки руки к письму» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
5. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
6. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Вид проекта: долгосрочный, подгрупповой, индивидуальный.
Продолжительность: 2019-2021 учебный год (2 года)
Целевая аудитория: воспитанники старшей, подготовительной гр.
Формы работы: совместная деятельность воспитателя с детьми; индивидуальная работа с детьми; свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Гипотеза базируется на предположении о том, что система работы по интеллектуальному развитию детей позволит улучшить показатели зрительно-двигательной координации и совершенствованию мелкой моторики, если :
• Использовать комплекс разносторонних приемов и методов развития зрительно-моторных функций, таких как различные виды пальчиковых игр, движения с мелкими предметами, специальные упражнения для подготовки руки к письму;
• Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики и зрительно-двигательной координации регулярной и исправной, включив ее в учебно-воспитательный процесс.
Методы и приемы работы:
• Массаж и самомассаж кистей рук с помощью Су-Джок
• Пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
• Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
• Пальчиковый театр;
• Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
• Конструирование из бумаги в технике оригами;
• Работа с конструктором «Лего»;
• Различные виды аппликаций;
• Рисование по трафаретам, аппликация;
• Штриховка;
• Дидактические игры;
• Игры с мелкими предметами;
• Пазлы, мозаика;
• Вырезальный тренажер;
• Рисование пальчиками, ладонью;
• Игрыс песком и водой;
• Игры моталочки;
• Артикуляционная гимнастика;
• Рисование по клеточкам, прописи для дошкольников.
• Игры с геобордами.
Описание собственного опыта работы:
Прежде чем приступить к работе, я выработала план работы:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики.
3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
4. Составить консультации для родителей, буклеты, провести тематические родительские собрания, мастер-классы.
5. Проведение диагностики по развитию мелкой моторики рук посредством дидактических игр.
Для достижения поставленных задач я использую различные формы работы. Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения –это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек, развивает умение слушать и понимать. Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Физкультминутки». Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использую пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы. Лепка -также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики.
Она необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. Интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность. В начале учебного года я разработала учебную программу кружковой деятельности «Волшебный мир оригами» набрала детей в количестве 13 человек. Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Также детей привлекала возможность делать поделки из бумаги
(оригами). В совместной деятельности я использовала рисования. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения.
Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Были показаны мастер-классы для родителей «Нетрадиционные техники рисования» Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка –обведение рисунка по точкам. В начале учебного года были куплены прописи для детей. Детям даются заготовки с рисунками или упражнениями. Эти упражнения были направлены на обучение ребенка выполнению плавных линий, без отрыва от бумаги. Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружают многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Еще одним из интересных занятий -собирание пазлов. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразным видами ручной деятельности.
Упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинирую с различными видами деятельности. В своей работе я учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие. Работа с родителями –одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями –формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Оригами», «Артикуляционная гимнастика». Были подготовлены консультации родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье. Мною было сделаны дидактические игры на развитие мелкой моторики.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. План работы запланирован на 2 года, впереди еще подготовительная группа. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности. Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой
моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.