Мария Филиппова
Развитие мелкой моторики у детей во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ
На тему: «Развитие мелкой моторики у детей во второй младшей группе
Актуальность
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования результатами освоения Основной образовательной программы ДОУ являются целевые ориентиры, среди которых выделен следующий:
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей во второй младшей группе» размещена в разделах
- У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.
Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить мелкой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе современных исследованиях делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых – мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.
Нейропсихологическими исследованиями М. М. Кольцовой (1979) и других учёных доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования двигательной и речевой систем, а также взаимосвязью формирования речи и моторики.
Начало развитию мышления даёт рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы?
1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т. д.
2. Постукивание даёт возможность получить информацию о свойствах материалов.
3. Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т. д.
4. Надавливание даёт возможность определить, мягкий предмет или твёрдый, из какого материала сделан.
5. Ощупывание поглаживанием даёт возможность определить свойства поверхности. Штриховые и дуговые движения кончиками пальцев с высокой точностью помогают распознать не только гладкость-шероховатость, но и сорт материала, например на ощупь определить, какая бумага: газетная, пергаментная, промокательная.
Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Развитие мелкой моторики непосредственно влияет на формирование речи ребёнка, ускоряя процесс функционального созревания мозга, следовательно, является мощным фактором для коры больших полушарий.
Подобное влияние импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой и моторной области
(М. М. Кольцова). Предполагается, что систематические упражнения, кистей и тренирующие движения пальцев рук, будут воздействовать на проекционную область кисти руки как на дополнительную речевую зону.
В настоящее время на рынке пособий для развития ребёнка в большом разнообразии представлены книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. И это неспроста. Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Ещё лет 20 назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать и пр. Сейчас же многие такие действия ушли из обихода в связи с ненадобностью, их с успехом заменила техника, либо повышение уровня жизни вывело некоторые из них за черту необходимых. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов — ножниц, иголки, лопатки и др., застёгивание и расстёгивание застёжек и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка.
Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться в форме совместной деятельности воспитателя и детей в специально организованной предметно-пространственной среде.
Каждое занятие состоят из трех этапов:
• Игра: пальчиковая игра или массаж ладоней и пальчиков;
• Специальная организованная деятельность: продуктивная деятельность, дидактическая игра или упражнение;
• Упражнение на координацию движений, подвижная игра.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Создать условия для развития мелкой моторики рук и пальцев детей в ходе предметно-игровой деятельности через пальчиковые игры, упражнения «Штриховка», «Продолжи узор», игры со счетными палочками, трубочками, проволокой.
3. Организовать развивающую деятельность по мелкой моторике на основе использования современных программ, эффективных методов.
4. Творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных образовательных, развивающих и воспитательных задач с учётом возрастных особенностей детей.
5. Повышать компетентность родителей в сфере развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Предполагаемый результат.
1. Овладение современными методами и приемами формирования тонких движений пальцев рук у детей дошкольного возраста;
2. Разработка и проведение интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию основных движений и мелкой моторики рук;
3. Создание картотеки пальчиковых игр.
Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста, поэтому, решила продолжать вести углубленную работу по развитию мелкой моторики рук, так как на всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. А самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Сейчас у многих детей дошкольного возраста распространены проблемы с речью: ребёнок либо вообще не разговаривает, либо плохо, либо разговаривает, но с определёнными ошибками (фонетического и лексико-грамматического строя речи). Это отрицательно влияет на формирование его компонентов речевой функциональной системы и в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей. Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка и мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Интеграция образовательных областей, отраженная в содержании моей работы:
1. Художественно-эстетическое развитие.
а) Музыка – пальчиковые игры под музыкальное сопровождение, пропевание потешек;
б) Художественное творчество – рисование, лепка, аппликация;
2. Познавательное развитие.
а) Конструирование из «Лего», деревянных строительных материалов, кубиков;
3. Речевое развитие.
а) Коммуникация – общение в процессе совместной деятельности;
4. Социально-коммуникативное развитие.
а) Труд – художественный труд из бросовых и природных материалов, ткани, фольги, ниток, разных видов и фактуры бумаги;
б) Социализация - изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, декораций к настольному театру, показ пальчикового театра.
5. Физическое развитие.
а) Здоровье – самомассаж ладоней грецкими орехами, гранеными карандашами, шишками;
б) Физическая культура - подвижные игры, упражнения на развитие крупной моторики.
Перспективный план самообразования
Сентябрь – октябрь
- составление плана работы по самообразованию;
- составление программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Развивайка».
Наличие плана работы по самообразованию;
Наличие программы дополнительное образования.
Ноябрь – декабрь
- изучение научно-методической литературы;
- создание предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук у дошкольников;
- подбор и анализ пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста
- проведение промежуточной диагностики выявление уровня развития мелкой моторики у детей
Оборудование центра развития «Ловкие пальчики» :
Составление картотеки пальчиковых игр по развитию мелкой моторики;
Заполнение мониторинга индивидуального уровня развития мелкой моторики у детей на середину учебного года
Январь-февраль
- изучение опыта педагогов МДОУ
- обзор информации по исследуемой теме, подбор материала по темам
Собран дополнительный материал по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста из Интернет – ресурсов.
Март –апрель
- изготовление дидактических игр по мелкой моторике;
- итоговое мероприятие по кружковой деятельности;
- консультация для родителей»
Дидактические игры «Дополни предмет», «Выложи из палочек», «Сделай бусы по схеме», «Угадай, что в мешке?», «Собери по форме, цвету, размеру»
Май
- проведение диагностического обследования детей с целью выявления уровня развития мелкой моторики рук;
- отчет о проделанной работе
Заполнение мониторинга индивидуального уровня развития мелкой моторики у детей на конец учебного года
Выступление на итоговом педагогическом совете