Екатерина Хатанзейская
Развитие мелкой моторики у детей средней группы с ОНР с помощью нетрадиционной аппликации
Развитие мелкой моторики у детей средней группы с общим недоразвитием речи в процессе продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник аппликаций.
Аннотация статьи: в данной статье представлена информация о развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью нетрадиционных аппликаций. Проблемой статьи является процесс развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей средней группы с ОНР с помощью нетрадиционной аппликации» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Ключевые слова: мелкая моторика, нетрадиционная аппликация, общее недоразвитие речи, средняя группа.
Развитие мелкой моторики играет очень важную роль в процессе обучения дошкольников. Через мелкую моторику развиваются внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Как отмечает К. М. Ермакова, развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего физического и психического становления ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых, музыкально-исполнительских умений, овладение родным языком, развития первоначальных навыков письма.
Мелкая моторика, как пишут М. В. Земляченко и Т. В. Кутергина, представляет собой разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, они требуют специального развития. Развивать тонкие движения кистей рук, в первую очередь, необходимо для подготовки ребенка старшего дошкольного возраста к систематичному письму, для формирования элементарных графических навыках письма. А также в прямой зависимости от развития мелкой моторики находится мышление, речь ребенка, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит — развитию речи. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга» — доказывает М. М. Кольцова. Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.
Необходимость развития моторики рук с общим недоразвитием речи обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого — развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации движений пальцев рук.
Таким образом, встает проблема выбора средства, при помощи которого наиболее успешно протекает развитие мелкой моторики. Одним из средств может выступить аппликация. Согласно А. Н. Малышевой и Н. В. Ермолаевой, использование аппликации в образовательном процессе в детском саду требует ловких и тонких движений пальцев, поэтому в процессе занятий рука приобретает уверенность, гибкость и точность, чувство пропорциональности в соотнесении элементов композиции, развиваются координационные и согласованные движения кисти и пальцев, обеспечивается их тренировка.
Применение нетрадиционных техник на занятии способствуют обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Как известно, дети с общим недоразвитием речи часто копируют образец, представленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Кроме этого, нетрадиционные техники также как и другие виды продуктивной деятельности, благоприятны для развития моторики. Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, крупами, красками, карандашами – это не только сенсорно - двигательные упражнения, но и углубление представлений детей об окружающих предметах, почва к проявлению умственной и речевой активности.