Ершова Яна Алексеевна
Развитие мелкой моторики у детей 4–5 лет посредством использования нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский.
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга.
Темочки:
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Средняя группа
- Темочки
У детей 4-5 лет отмечаются отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, нескоординированные, затруднены изолированные движения пальцами. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка, становление всех психических процессов, подготовку руки к письму.
Чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук взаимодействует и влияет на развитие внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти. Развитие навыков мелкой моторики важно и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых, учебных и трудовых действий. Движения руки человека, как писал И. Н. Сеченов, наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают всё большее значение, ведь оно является важной составляющей обучения и развития ребёнка.
М. Ю. Кистяковская отмечала, что одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического развития ребенка является своевременное и разностороннее развитие его движений. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы. При движениях интенсивнее протекают все физиологические процессы, что ведет к улучшению работы соответствующих органов.
Многочисленные исследования, проведенные Е. Флейшманом, позволили ему выявить следующие направления изучения мелкой моторики :
Тонкая координация движений – это точные движения больших мышечных групп (движения руками, ногами).
Координация – отражает движение рук, ног, или одновременное движение ногами и руками.
Ловкость рук – координированные и быстрые движения, действия рук с относительно большими объектами.
Основными функциями моторной подсистемы являются осуществление двигательных актов и поддержание необходимой позы.
В развитии у детей мелкой моторики М. М. Кольцова и Н. И. Озерецкий выделяют следующие параметры ее сформированности:
– развитие кинестетического праксиса (системы произвольных действий);
– развитие сформированности тонких движений пальцев рук;
– развитие сформированности «содружества» обеих рук в работе;
– развитие сформированности координации движений.
У детей 4-5 лет постепенно повышается активность, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.
Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место, начинают активнее использовать пальцы, учатся рисовать линии, круги, резать бумагу ножницами, снимать и надевать одежду.
Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков.
По мнению И. М. Соловьёва одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия по изобразительной деятельности, где обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рисования, ведь по рисункам детей можно проследить, как развивается ребенок, его мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Большую роль отводится использованию нетрадиционного рисования. Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию.
Нетрадиционные техники рисования позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждый из нетрадиционных методов рисования - это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования. Их использование развивает воображение, мышление, а также мелкую моторику. Дает полную свободу для самовыражения.
Нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными материалами: поролоном, комканой бумагой, трубочками, ниточками, пенопластом, парафиновой свечой, восковыми мелками, сухими листьями и т. д. рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т. д (О. В. Бруева).
На первых этапах с детьми используют : рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.
Детей 4-5 лет знакомят с более сложными техниками : оттиск поролоном или печатками из ластика, восковые мелки и акварель, свеча и акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, волшебные веревочки. Дальше дети могут освоить еще более трудные методы и техники : кляксография обычная и с трубочкой, монотипия пейзажная и предметная, печать по трафарету.
Выполнение действий различными инструментами разрабатывает кисть ребёнка, на кончиках пальцев и поверхности ладоней возбуждаются нервные окончания, которые посылают импульс в кору головного мозга — активируются мыслительные и речевой центр. Ребёнок учится находить в изображении предмета отдельные детали и формы, которые он сможет передать в процессе рисования на бумаге. Ставя кляксы, рисуя воском, делая отпечатки, ребята закрепляют умение определять центр листа, развивают чувство композиции и ритма.
Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие. Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности выполнения действий. Так дети учатся планировать процесс рисования.
Большую роль играет взаимодействие с родителями воспитанников через различные формы работы: мастер-классы, практикумы, наглядные материалы, консультации. Такие мероприятия дают возможность родителям не только научиться самому, но и поучаствовать в совместном с детьми творчестве.
Литература:
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 2. – М. : Скрипторий, 2010.
2. Кольцова, М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка» Педагогика, 1973. - 143 с.
3. Комарова, Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. Просвещение, 2008. – 256 с.
4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду детей. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. : КАРО, 2008.
5. Рузанова, Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток [Текст] / Ю. В. Рузанов. – СПб. : КАРО, 2009.– 53 с.