Ирина Сайфуллина
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на 3 месяца
«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка….1
1. Актуальность…. 2
2. Цели и задачи…. …. 3
3. Диагностика состояния ручной моторики…. 3
4. Перспективны план работы по развитию мелкой моторики у детей …. 4
5. Литература…. 18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития моторики, и в частности- руки, это общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Если с речью не все в порядке, часто это проблемы с моторикой. Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается двойной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку. Для детей логопедической группы эта проблема стоит наиболее остро, поэтому в нашем детском саду разработана система по развитию мелкой моторики. Система развития мелкой моторики опирается на теоретические разработки М. М. Кольцовой, А. В. Антаковой- Фоминой, А. Н. Корнева, И. Н. Садовниковой.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Часто отставание в развитии моторных функций становится причиной нарушения письма (дисграфии). Причиной дисграфии часто называют недоразвитие высших психических функций и устной речи, но некоторые авторы (И. Н. Садовникова, А. Н. Корнев) говорят - о несформированности пальцевого праксиса. Данное явление может зависеть от определенных функциональных или органических нарушений ЦНС. Однако оно может развиваться и на фоне отсутствия неврологической симптоматики. Недостатки тонких движений пальцев рук отмечаются примерно у 70% детей. Они проявляются в слабом развитии навыков самообслуживания, при выполнении противоположных действий каждой рукой, в аритмичности и нечеткости пальцевых движений. У многих детей отмечено проявление синкинезий (сопутствующие движения) противоположной руки, руки и артикуляционных органов, в сочетании с ногами. Как правило, если низкий уровень моторного развития, то в последующем и графомоторные навыки будут развиты слабо (расстройство почерка, пропуски букв, недописывание их элементов, низкий темп письма).
Своевременная коррекция нарушений моторной сферы может предупредить трудности освоения письма. Особое внимание необходимо уделять развитию общей и мелкой моторики.
Рядом исследователей доказано (М. М. Кольцова, А. В. Антакова - Фомина и др., а практикой подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей, в том числе с ОНР (Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева).
Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых (И. П. Павлов, А. Р. Лурия). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. И наоборот ребенок сосредоточенно пишущий или рисующий помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Поэтому развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук в коррекционной работе с детьми должно быть приоритетным.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Для разработки системы поставлены задачи:
-выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;
-сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;
- развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, умение работать с мелкими деталями.
ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ РУЧНОЙ МОТОРИКИ
Эффективность данной работы прослеживается по результатам диагностики
состояния ручной моторики :
-^ Кинестетическая основа движений (сложить в кольцо большой и указательный пальцы, на правой руке, затем на левой; одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук) : в начале учебного года 50% детей не могут выполнить пробы, в конце года- все дети выполняют.
-^ Кинетическая основа движений ( изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот; упражнение «игра на рояле»; проба «кулак- ребро- ладонь») : в начале года 90% детей не могут выполнить пробы, в конце года- 20% испытывают затруднения.
-^ Навыки работы с карандашом (умение держать карандаш, рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека) : в начале года трудности у 90% детей, в конце - у 20%.
-^ Манипуляции с предметами (умение расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, вырезать фигуры) :100% детей испытывают трудности в начале учебного года, 20%- в конце года.
Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторики рук в детском саду и семье способствовала:
- развитию речи, воображения, фантазии, смекалки;
- подготовке ребенка к последующему обучению в школе;
- получению знаний о качестве и возможностях различных материалов;
-повышению работоспособности коры головного мозга;
-развитию у ребенка психических процессов: мышления, внимания,
памяти, воображения;
-снятию тревожности; - закреплению положительных эмоций.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ
Месяц. Задачи обучения и воспитания. Игры, упражнения.
СЕНТЯБРЬ
1. Диагностика 2. Упражнения для развития мелкой моторики.
Комплекс пальчиковых упражнений на месяц
1.«Фонарики»
Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.
Фонарики зажглись!
(пальцы выпрямить)
Фонарики погасли!
(пальцы сжать)
2.«Фонарики» (усложненный) Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук, сопровождая текстом:
Мы фонарики зажжём,
А потом гулять пойдём!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
3. Моем ручки»
1. "Моем руки" : ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук. Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!
2. "Стряхиваем водичку с рук" : пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку. Брызги - вправо, брызги - влево!
Мокрым стало наше тело!3. "Вытираем руки" : энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем. Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
4. «Печем блины» Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью. (одну ладошку спрятали, другую показали – и так поочередно)
Мама нам печет блины. Очень вкусные они. Встали мы сегодня рано. И едим их со сметаной.
5. «Флажки» Исходное положение. Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами.
Я в руках флажки держу
И ребятам всем машу!
6. «Ежик» Исходное положение. Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелить прямыми пальчиками. Маленький колючий еж.
До чего же он хорош!
7. «Коготочки» Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Произносить громко «мяу»
У кошкиной дочки На лапках коготочки. Ты их прятать не спеши, Пусть посмотрят малыши!
8. «Жук» Сжать кулачок. Указательный палец и мезинец развести в стороны (усы). Шевелить усами. Я веселый Майский жук. Знаю все сады вокруг, Над лужайками кружу, А зовут меня Жу-жу.
9. «Комарик» Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед (это хоботок которым комарик пытается укусить).Мизинец и большой палец, расслабив опустить вниз (это лапки). Не кусай комарик злой! Я уже бегу домой.
10. «Лодочка» Собрали все пальцы вместе, а большие спрятали внутрь. Маленькая лодочка по волнам плывет. Маленькая лодочка малышей везет.
11. Пальчиковая игра «Про котиков» «Кот на печи стучат кулачком о кулачок
Сухари толчет,
Кошка в окошке показывают как шьют иголкой
Полотенце шьет.
Маленькие котята поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз
На печке сидят, и качают головой вправо-влево
На печке сидят
Да на котика глядят. показывают руками «очки»
Все на котика глядят
И сухарики едет». щелкают зубками
12. Пальчиковая игра «Испекли пряничек»
«Мы вот так, мы вот так, «мнут тесто» руками
Тесто разминали.
Мы вот так, мы вот так, пальчики вместе, движение рук от себя и к себе
Тесто раскатали.
Вот такой, вот такой, широко в стороны развести руки
Будет пряничек большой.
Вот такой, вот такой, поглаживание ладошек по очереди
Будет пряник золотой.
Пряничек, пряничек движение «пекут пирожки»
Испекли ребятки.
Пряничек, пряничек
Очень, очень сладкий.
Кушайте, кушайте, руки вытягивают вперед, ладонями вверх
Угощайтесь, гости!
Приходите к нам еще, манят к себе
Очень, очень просим!»
13 Пальчиковая игра «Курочка»
«Курочка - рябушечка не спеша «проходятся» указательным и средним
По двору гуляла, пальцем по бедрам
По двору гуляла,
Цыпляток считала.
- Раз, два, три, четыре, пять! загибают пальчики на одной руке
Посчитаю их опять: грозят указательным пальцем
Раз, два, три, четыре, пять!» загибают пальчики на другой руке
ОКТЯБРЬ
1. Развитие подражания действиям взрослого (методом рука в руке). 2. Обратить внимание на ручки. Познакомить с ладошкой и пальчиками правой и левой руки. 3. Формировать целенаправленную деятельность. Сказка «Мама-ладошка и её детки - весёлые пальчики». 4. Упражнения для развития мелкой моторики.
Комплекс пальчиковых упражнений на месяц
1. «Пороход» Исходное положение. Обе ладони соединены "ковшиком", все пальцы, кроме больших, направлены в сторону "от себя", а большие пальцы подняты вверх и соединены - это "труба".
Пароход плывёт по речке,
И труба дымит, как печка.
2. «Речка и рыбка» 1. Речка - волнистое, плавное движение расслабленных кистей рук. 2. Рыбка. Исходное положение. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону "от себя".
Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движения рыбки хвостом.
Рыбка-малютка по речке плывёт, Рыбка-малютка хвостиком бьёт.
3. «Птичка пьет водичку» Исходное положение. Пальцы сложить "щепотью" - это "клюв". Не отрывая локоть от стола, "клювом" коснуться стола. Далее - имитировать движения птицы: захватить "воду", поднять "голову", пощёлкать "клювом". Наклонилась, захватила,
Подняла и проглотила.
4. «Цветочек» Исходное положение. Ладони подняты вверх, пальцы образуют "бутон", основания кистей прижаты друг к другу.
Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.
Солнце поднимается -
Цветочек распускается!
Солнышко садится -
Цветочек спать ложится.
5. «Царапки»
У кошечки на лапках Есть острые царапки Цап-царап, цап-царап!
6. «Капуста»
Мы капусту рубим-рубим Мы капусту трем-трем Мы капусту солим-солим Мы капусту жмем-жмем.
7. «Кошка» Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3-5 раз.
Кулачок - ладошка.
Я иду, как кошка.
8. «Ребятишки-шалунишки»
«Вот как наши ребятишки дети «скребут» пальчикам по бедрам
Расшалились, словно мышки:
Ловко пальчиками трут,
Словно лапками скребут.
Ш – ш – ш…» трут ладошкой о ладошку
9. «Стул» Исходное положение. Левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх - это "спинка" стула. К ней приставить кулачок правой руки - это "сиденье".
Спинка и сиденье -
Стул на удивленье!
Мы на стульях посидим,
Друг на друга поглядим!
10. «Стол» Исходное положение. Левую руку сжать в кулак - это "ножка" стола. Сверху накрыть "ножку" выпрямленной ладонью правой руки - это "крышка" стола.
Кулачок - это толстая ножка.
Сверху крышка - наша ладошка.
Маленький столик.
Время идёт.
Вместе с ладошкой и стол подрастёт.
11. «Пальчики»
«Этот пальчик мой танцует. дети стучат указательным пальцем по бедру
Этот вот кружок рисует. делают круговые движения средним пальцем
Этот пальчик ловко скачет, стучат безымянным по бедру
Будто легкий, легкий мячик.
А мизинчик, мой малышка, царапают мизинцем по ноге
Коготком скребет как мышка.
А большой мой, толстячок, прижимают большой палец к ладони
Спать улегся на бочок.
А теперь все по порядку сжимают и разжимают пальцы
Пальцы делают зарядку.
Что, устали? Отдыхайте, сжимают пальцы в кулачок
Спите, пальцы, засыпайте!»
(при повторе выполняются движения другой рукой)
12. «Цветочки»
1. Как в лесу на кочке выпускают пальчики из кулачков
Расцвели цветочки.
Пр. : Цветики, цветики, «фонарики»
Цветики цветочки – 2р.
2. С ветерком шептались трут ладошку об ладошку
Солнцу улыбались. кивают головками
13. «Крючочки» Сцепить мизинцы обеих рук (по аналогии делать фигуры с другими пальцами)
Крепко держаться дружочки Не разжать нам их крючочки
НОЯБРЬ
1. Развитие зрительного и слухового внимании детей. 2. Развитие подражания действиям взрослого (методом рука в руке). 3. Вызывать интерес к играм с пальчиками, ладошками. 4. Формировать целенаправленную деятельность.
1. Муз. ритмич. игра «Села птичка на ладошку».
2. Игра с браслетами-колокольчиками.
3. Игра с горохом (сухой бассейн) .
4. Игра с фрагментом порогового коврика «травка».
5. Игра с красками «Зёрнышки для птички».
5. Упражнения для развития мелкой моторики.
Комплекс пальчиковых упражнений на месяц
1. «Ворота»
Ворота мы закроем на замок,
Чтобы волк зубастый в дом войти не смог. Ворота открыты всегда для друзей, Мы рады вам, гости! Входите скорей!
2. «Замок»
На двери висит замок. (Быстро соединять пальцы в замок и разъединять.)
Кто его открыть бы смог?
- Потянули!
(Пальцы - в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их.)
- Покрутили!
(Подвигать сцепленными пальцами от себя к себе.)
- Постучали!
(Пальцы, остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга.)
И - открыли!
(Расцепить пальцы.)
3.«Ворота» Исходное положение. Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
Удерживать пальцы в таком положении на счёт до 5-10. Упражнение выполнять сначала каждой рукой по очереди, затем - двумя руками одновременно.
Кто там скачет на лужайке?
Это длинноухий зайка!
4. «Ножницы»
Режу, режу, ткань верчу,
Научиться шить хочу!
5. «Вилка»
Вилкой мы едим сосиску,
Макароны и редиску
6. «Паучок»
Паучок бежал по ветке А за ним бежали детки Дождик с неба вдруг полил Паучков на землю смыл Стало солнце пригревать Паучок ползет опять А за ним ползут и детки Чтобы погулять по ветке Просыпайся голова, просыпайся голова И проснулись наши ушки Ушки на макушке И проснулся носик Носик наш курносик.
7. «Этот пальчик»
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья!
8. «Пирог»
«Падал снег на порог. дети плавно опускают руки сверху вниз
Кот слепил себе пирог. показывают как пекут пирог
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек. делают волнообразные движения руками
Пирожки себе пеки грозят указательным пальцем
Не из снега – из муки». покачивают пальцем из стороны в сторону
9. «Сорока – белобока»
«Сорока – белобока дети на ладошке «варят» кашу
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала, поочередно загибают пальцы с мизинца
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала! показывают большой палец
Ты воды не носил, грозят указательным пальцем большому пальцу
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе нет ничего! разводят обе руки в стороны
Вот тебе горшок пустой, сжимают пальцы в кулак
Иди в угол и постой!» указательным пальцем показывают на угол
10. «Тучки» Собираем пальчики в кулачки:
«Тучки прибежали,солнышко прогнали Солнышко проснулось, маме улыбнулось» (2-3 раза)
11 «Зайчик»
Жил-был зайчик – Длинные ушки (сжимать и разжимать указат. и сред. пальцы обеих рук) Отморозил зайчик носик на опушке (трут нос) Отморозил носик, отморозил хвостик (гладят копчик) И поехал греться к ребятишкам в гости. (рулят)
12. «Умываемся»
Ай, лады, лады, лады (хлопают в ладоши) Не боимся мы воды (моющие движения ладонями) Чисто умываемся (моют лицо) Маме улыбаемся (улыбаются)
13. «Ежик»
Ежик маленький замерз (скрестить пальцы обеих рук – сжать) И в клубок свернулся Солнце ежика согрело- Ежик развернулся. (выпрямить пальцы – показать колючки)
14. «Мы топали»
Мы топали, мы топали До таполя дотопали До тополя дотопали И ножки все оттопали!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Воскресенская И. Развивающие игрушки своими руками. [Текст] / И. Воскресенская. – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2008. – с 13-23.
2. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно - развивающее обучение и воспитание. М. : «Просвещение», 2003. – с 134-138.
3. Железновы Екатерина и Сергей «Развивалочки от 1 до 5» (диск). Игры № 5, 11, 17.
4. Железновы Екатерина и Сергей «Весёлые уроки» (диск). Игры № 3, 5, 9, 10, 12.