Гульсария Саитова
Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из задач дошкольного образования является подготовка ребенка к поступлению в первый класс. Многие родители стараются научить ребенка до школы читать, считать, писать. А в школе начинаются проблемы. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур: быстро устают рука и глаза, теряется рабочая строчка; а самое неприятное, когда сформирован неправильный навык написания букв и учителям приходится переучивать детей. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его рук и пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепление подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму» размещена в разделах
Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития крупных и мелких мышц рук.
Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка. При оценке графических умений следует помнить, что графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать элементы письма четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма : небрежный неразборчивый почерк, медленный темп.
Графический навык предполагает:
- умение красиво и легко рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания;
- легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку, соблюдая необходимый угол наклона; устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;
- выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.
Двигательный навык включает:
- развитость мелкой мускулатуры пальцев, легкость руки, сенсорно-двигательные связи и координации, способствующие выполнению произвольных движений и коррекций высокой точности по силе, скорости, направленности и размаху;
- развитие пространственно-ориентированной способности двигательной ориентации и координации на ограниченной плоскости: линейке, строке, клеточке; быстрое нахождение левой и правой сторон и т. д. ;
- сформированность зрительно-двигательных образов и представлений;
- развитие аналитического восприятия и воспроизведения предметных изображений и буквенных знаков поэлементно-целостным способом.
Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей, совершенствовать мелкую моторику через сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные игры. Для развития точной ручной координации важно, чтобы дошкольник постоянно занимался разнообразными видами ручной деятельности во всех видах непрерывной и совместной деятельности, а также режимных моментах. А так как основным видом деятельности дошкольников является игра, задания носят игровой характер.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Я же в свою очередь, при взаимодействии с родителями использую папки-передвижки, регулярно провожу индивидуальные беседы, предлагаю ознакомиться с консультациями для родителей. Понимание родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранит не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навыки письма.
Список литературы:
1. Солнцева В. А., Белова Т. В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики; АСТ, Астрель - М., 2015. - 96 c.
2. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму; Детство-Пресс - М., 2014. - 96 c.
3. Гришечкина Н. В., Козюлина В. А., Матюшкина О. П. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений; Ярославль: Академия развития - М., 2014. - 192 c.