Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики рук при подготовке детей к школе

Зоя Алексеевна Фокина
Развитие мелкой моторики рук при подготовке детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Всех, конечно же, волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как подготовить его к школе.

У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развить мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки.

Публикация «Развитие мелкой моторики рук при подготовке детей к школе» размещена в разделах

Для развития мелкой ручной моторики важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности (рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей). Полезны простые действия по самообслуживанию — застегивание пуговиц, завязывание шнурков на обуви, узелков на платке, а также помощь взрослым в сервировке стола, в уборке помещений.

В подготовке детей к обучению письму велика роль физических упражнений с предметами, проводимых в игровой форме.

Палочка, мяч и другие предметы, которые дети используют в своих играх.

Предлагаем игры и игровые упражнения детям старшего возраста (5—7 лет).

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ПАЛОЧКОЙ

(длина палочки 35-4-см, диаметр 1,5-3см)

Упражнения выполняются из исходного положения стойка ноги врозь или сидя на полу (на пятках; ноги врозь, сидя на стуле, на скамейке.

«Успей поймать». Палочка расположена параллельно полу в поднятых вперед руках хватом сверху (4 пальца сверху, большой палец — вниз) за концы.

Разжать пальцы и поймать падающую палочку этим же хватом или хватом снизу (4 пальца снизу, большой — сверху).

Палочку можно держать двумя руками вертикально (перпендикулярно полу). В этом случае можно пытаться ловить предмет двумя руками, как с сохранением, так и с изменением их первоначального расположения, а также одной рукой.

«Подбрось, поймай, палку не роняй». Палочку держать хватом снизу двумя руками за концы.

Подбросить палочку вверх на высоту 10—15 см, поймать этим же хватом или хватом сверху.

Можно попробовать усложненный вариант ловли предмета — перекрещенными руками, но для этого палочку следует подбросить чуть выше.

Усложнить игровое упражнение можно выполнением его в ходьбе.

«Руки быстро меняй, палку ты не роняй». Держать палку хватом одной рукой за середину перед собой (параллельно или перпендикулярно полу, другая рука на поясе.

Быстро поменять положение рук. Выполнять движение со счетом от 1 до 10.

В исходном положении сидя палку можно поставить на пол, поддерживая ее одной рукой за верхний конец. Выполнять аналогичные движения.

Это упражнение проходит интереснее в форме соревнования — «Кто быстрее поменяет руки десять раз?» или «Кто не потеряет палочку, сменив руки десять раз?»

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С МАЛЕНЬКИМ МЯЧОМ

(шарик диаметр 3-8 см)

«Не потеряй мяч». Движения выполняются стоя или сидя на полу (ноги врозь; на пятках, Мяч в правой (левой) руке.

Поднять руки вперед или через стороны вверх, переложить мяч в другую руку, одновременно произнести вслух слово «один», руки опустить.

При передаче мяча из руки в руку в обратном направлении произнести слово «два». И так далее, сопровождая движение счетом от 1 до 10.

К указанным движениям можно добавить перекладывание мяча из руки в руку за спиной, а также соединить все указанные движения в одно игровое задание — передача «перед собой — за спиной», «над головой — за спиной», что будет способствовать развитию памяти и вниманий ребенка.

Сочетание перекладывания мяча из руки в руку с ходьбой, прыжками на месте или с продвижением (вперед назад) будет способствовать не только развитию «ручной умелости», но и общей координации движений.

Например, прыжки на месте ноги врозь — ноги вместе или прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Можно еще усложнить задание — продвигаться «змейкой» между расставленными на одинаковом расстоянии предметами.

«На одной ноге стою, мячик я передаю». Выполняется из исходного поло-жения — основная стойка (пятки вместе, носки чуть врозь) или стойка ноги вместе, руки вниз (вперед, в стороны, к плечам, за голову, мяч в правой (левой) руке. Поднять ногу, согнутую в колене, одноименную с рукой, держащей мяч.

Переложить мяч в другую руку под коленом, произнеси вслух: «Один», начать счет, ногу опустить.

Выполнять перекладывание мяча только под одной ногой десять раз. То же при подъеме другой ноги.

Можно чередовать подъемы правой и левой ноги. Считать каждую передачу мяча.

Аналогичные движения можно выполнять перекрестно, когда мяч передается из правой руки в левую руку, под левой ногой и наоборот.

Такой вариант выполнения упражнения позволит развивать межполушарное взаимодействие головного мозга ребенка.

При выполнении этого игрового упражнения не только развиваются мышцы кисти, но и всей руки, а также укрепляются мышцы туловища и ног.

Это задание способствует развитию равновесия.

Усложнение игрового упражнения осуществляется за счет добавления передач мяча за спиной и (или) выполнения его в ходьбе.

Более интересно игровые упражнения проходят в форме соревнования — «Кто быстрее выполнит десять передач мяча?» При выполнении движений без счета можно дать задание — «Кто не потеряет мяч?»

«Ловкие пальчики». Проводится сидя на пятках, мяч на полу около правого (левого) колена или сбоку под правой (левой) рукой.

Выполнять прокатывание мяча по полу вокруг туловища, подталкивая его мелкими движениями пальцев руки.

Выполнить 1—3 раза в одном направлении (по часовой стрелке или против часовой стрелки, затем в другом.

Ребенку можно предложить посоревноваться — «Кто быстрее?» Игра начинается из исходного положения — стоя ноги вместе.

По сигналу — хлопку в ладоши, свистку, любой словесной команде — играющие быстро приседают, не касаясь коленями пола, берут удобной или указанной заранее рукой мяч, лежащий на полу перед стопами, и прокатывают его вокруг себя один раз, возвращая мяч в руку, которая начинала движение.

Затем быстро встают и поднимают мяч вверх в знак окончания игры.

«Прокати, поймай». Проводится сидя на полу, ноги вместе и выпрямлены, руки опираются о пол сзади, мяч лежит на полу сбоку.

Согнуть ноги, толчком пальцев руки подтолкнуть мяч и прокатить его под коленями, поймать предмет другой рукой. Оставить мяч с другой стороны туловища на полу, выпрямить ноги, руки перевести назад — в исходное положение.

Выполнять, соединяя со счетом до десяти.

Можно выполнять упражнение, сгибая только одну ногу. При этом выполнять прокатывание правой рукой под правой ногой, а левой — под левой или перекрестно.

Эти задания развивают мышцы ног. Можно их проводить в соревнователь-ной форме — «Кто быстрее прокатит десять раз?»

«Веселые столкновения». Проводится сидя на папу (на пятках; ноги скрестно — «по-турецки») или сидя за столом. Перед ребенком на расстоянии друг от друга на ширине плеч ребенка лежат два мяча.

Действуя одновременно обеими руками (всей кистью или одним, двумя или тремя названными пальцами, подтолкнуть мячи навстречу друг другу так, чтобы они столкнулись.

Действуя так же одновременно правой и левой руками, поймать мячи. Можно взять мячи разных цветов или размеров.

Поймать «свой» мяч рукой, которая привела его в движение, или, наоборот, другой мяч.

Это позволит развивать внимание и память, а также глазомер ребенка.

Интересно можно провести и игровое упражнение «Без столкновений», где необходимо направить мячи таким образом, чтобы они не столкнулись друг с другом.

«Волшебный круг». Вырезать из картона круг, диаметр которого в 3—4 раза больше диаметра мяча.

Положить мяч в центр круга и тремя пальцами (большим, указательным, средним) или всей кистью руки заставить его вращаться так, чтобы он остался в пределах круга во время счета от 1 до 10.

Выполнить движение подкручивания мяча почасовой и против часовой стрелки каждой рукой.

«Неделя». Проводится сидя на полу {на пятках; ноги скрестно —«по-турецки») или сидя за столом.

Взрослый предлагает детям вспомнить названий всех дней недели.

Ребенок называет первый день — понедельник и подкручивающим движением пальцев руки (ведущей или заранее оговоренной) придает мячу вращательное движение, затем останавливает мяч и называет следующий день (вращает мяч) и так далее.

После произнесения слов взрослый может назвать любой день недели, а ребенок называет следующий по порядку.

Если в игре принимают участие несколько игроков, то они по очереди называют по одному дню недели, затем все выполняют подкручивание мяча.

При проведении игры на воздухе вместо прокатывания мяча можно выполнить передачу предмета из руки в руку, обежать один раз вокруг стоящих в кругу игроков.

«Подбрось, поймай». Выполняется из исходного положения — стоя ноги врозь или сидя на полу (ноги врозь на пятках; скрестно — «по-турецки», сидя на стуле, скамейке. Мяч в правой слегка согнутой в локте руке перед собой, ладонь наверх. Подбросить мяч, поймать двумя руками. То же другой рукой.

1. Игровое упражнение «Корзиночка». Подбросить мяч — поймать его «в корзиночку» (ладонь развернута наверх, пальцы полусогнуты).

Игровое упражнение «Птичка ловит мошку». Подбросить мяч —постараться поймать его во время падения на уровне лица (шеи, направив руку вперед к мячу пальцами от себя.

Игровое упражнение «Экскаватор». Подбросить мяч — постараться поймать его, когда он находится ниже пояса, захватив пальцами, направленными вниз.

Ловить мяч бросившей его рукой, а также другой рукой.

Названия упражнений «Корзиночка» и «Экскаватор» можно использовать при выполнении бросков мяча одной рукой вниз.

2. Если есть готовые трафареты,предложите ребенку обводить их, составлять из них узоры или картинки.

Если трафаретов нет, изготовьте их сами, вырежьте из картона фигурки животных, фруктов, облака, домики, все, что придет в голову. Ребенок с удовольствием будет обводить эти трафареты.

3. Предлагайте ребенку заштриховывать нарисованные предметы. Нарисуйте мяч и попросите заштриховать его ровными параллельными линиями.

Другую фигурку попробуйте заштриховать волнистой линией, «галочками» или точками. Сейчас есть много специальных тетрадок в продаже с подобными заданиями.

4. Ребенок может соединять по точкам с числами контур рисунка. Если нужна ваша помощь, будьте рядом.

5. Полезно обводить сначала крупные, а потом более мелкие рисунки по пунктиру. Это вырабатывает точность движений.

6. Пусть ребенок раскрашивает раскраски. Начинайте с несложных крупных картинок, переходя на более мелкие, с множеством деталей.

7. Предлагайте ребенку выполнять различные задания с линейкой, чертить линии (прямые, ломаные).

Рисовать фигуры, дорогу для машины. Измерять длину отрезков и так далее.

8. Если у вас по счастливой случайности завалялась копировальная бумага (из детства, научите ребенка ею пользоваться. Малыш будет в восторге (проверено) от «волшебной» бумаги.

9. Нарисуйте вверху листа воздушные шарики, внизу человечков. Предложите ребенку проводить прямые линии (ниточки) от шариков к человечкам.

Публикации по теме:

«Уроки здоровья» для детей с нарушениями речи. Занятия по конструированию и ручному труду  Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. B.М. Бехтерев Основной задачей дошкольного образования является.

Развитие мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики рук позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук при подготовке детей к школе
Опубликовано: 24 января 2014 в 19:03
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики рук при подготовке детей к школе» (включая файлы) размещена пользователем Зоя Алексеевна Фокина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД