Титкова Анастасия Петровна
Развитие мелкой моторики рук нетрадиционными средствами на занятиях по логоритмике
▼ Скачать + Заказать документы
Приходилось ли Вам слышать о логоритмике? Что это? Новомодное веяние или уникальная методика преодоления речевых нарушений?
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Ранняя диагностика и комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция в значительной степени способствуют дальнейшему успешному обучению таких детей, развитию их как личности.
В комплексной работе по коррекции речевых нарушений среди различных форм медико-педагогического воздействия существенное место отводится логопедической ритмике как системе музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений.
Что такое логоритмика?
Логопедическая ритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки слова, музыки, слова и движения.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Средствами логопедической ритмики являются:
• ходьба и маршировка в различных направления;
• упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
• упражнения, регулирующие мышечный тонус;
• упражнения, активизирующие внимание;
• упражнения, формирующие чувство музыкального размера;
• упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
• ритмические упражнения;
• пение;
• упражнение в игре на инструментах;
• пальчиковые игры;
• упражнения на развитие мимики;
• артикуляционные упражнения;
• развитие фонематического восприятия;
• коррекция звукопроизношения;
• самостоятельная музыкальная деятельность;
• игровая деятельность;
• упражнения для развития творческой инициативы.
Более подробно мне бы хотелось остановиться на упражнениях, которые способствуют развитию мелкой моторики рук ребенка. Науке известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.
В своей практике я использую не только традиционные пальчиковые игры. Моим воспитанникам, а также их родителям полюбились игры с различными предметами: массажными мячами, палочками Монтессори, цветными макаронами и др.
Каждый раз я стараюсь придумать что-нибудь новое, интересное и необычное. С удовольствием хочу поделиться с вами своими находками.
Массаж ладоней с использованием колючих мячей.
Моя ладошка-это пруд, (катаем массажный мячик между ладоней)
По ней кораблики плывут.
Моя ладошка, как лужок (в пр. руке массажный мячик, лев. руку держим
И тихо падает снежок. ладонью вверх. Поднимаем и опускаем мяч на ладонь
лев. руки)
Моя ладошка, как тетрадь, («пишем» массажным мячиком по ладони
И буду я сейчас писать. левой руки)
Моя ладошка, как окно, («моем» массажным мячом ладонь лев. руки)
Его пора помыть давно.
Моя ладошка, как дорожка (быстро катаем мячик между ладоней)
И по ней бежала кошка.
При повторном выполнении упражнения руки меняются.
Массаж пальчиков с использованием цветных макаронов.
Листик с веток вдруг упал, (катаем макаронину между ладонями)
И в ладошку мне попал.
Познакомим с пальчиками: (называя пальчик, массажируем его макарониной
Указательный и средний, по всей длине)
Безымянный и последний,
Самый маленький такой (зажимаем макаронину названными пальцами)
И конечно же БОЛЬШОЙ! (показываем большой палец «ВО!»)
При повторении упражнения руки меняются.
Упражнения с использованием деревянных палочек Монтессори.
Сразу оговорюсь: не расстраивайтесь, если таковые палочки вы не найдете на полках магазинов, их вполне можно заменить не заточенными деревянными карандашами.
Ёжик.
Бом-бом, бом-бом, (при каждом повторении этой строчки ударяем палочками
над головой)
Целый день гуляет ёжик! (палочки «шагают» по полу)
Бом-бом, бом-бом,
С барабаном за плечами. (палочки «шагают»)
Бом-бом, бом-бом,
Ёжик в лес пришел случайно, (палочки «шагают»)
Очень шишки он любил, (опускаем палочки на колени)
Барабан в лесу забыл!
Бом-бом, бом-бом, (ударяем палочками но в более быстром темпе)
Шишки падали, срывались! («шагаем» палочками в ускоренном темпе)
Бом-бом, бом-бом,
И о землю ударялись!
Бом-бом, бом-бом,
Очень зайчики струхнули,
Глаз до зорьки не сомкнули!
Это упражнение доступно даже для самых маленьких. На начальном этапе детки выполняют упражнения с помощью мамочек (прием «Рука в руку», а позднее сами задорно отбивают ритм и «шагают» палочками.
Более сложным является упражнение «Петушок».
Петушок.
Петя, Петя, Петушок! (ритмично «ходим» палочками по полу)
Золотой наш гребешок!
Важно ходит по двору
И кричит : «Кукареку!» (ритмично ударяем палочками над головой)
Взгромоздится на плетень, (палочки «прыгают» на ноги»)
И кричит весь день, весь день! (массажируем ножки палочками: катаем их)
Подружка курочка его (ритмично «ходим» палочками» по полу)
Кричит с утра : «Ко-ко! Ко-ко!» (ритмично ударяем палочками над головой»)
И яички все несет, пока ей петушок поет! (катаем палочки между ладошками)
Иголка.
Вышивает, шьет иголка, (заостренным концом палочки нажимаем на каждый
Пальцу больно, пальцу колко. пальчик)
А наперсток в тот же миг, (проводим палочкой между пальчиками)
К девочке на пальчик- прыг! (зажимаем палочку между ладонями)
Говорит иголке: «Шей! (катаем палочку между ладонями)
И колоться мне не смей!» (выполняем жест «Чи-чи» палочкой)
Однажды мне попался деревянный счетный материал: матрешки, грибочки, елочки. Я придумала много интересных упражнений с ними, которые также понравились моим деткам.
Матрешка.
Вот веселые матрешки, (держим матрешку указательным и большим
Зашагали по дорожке. пальцами пр. руки, затем матрешку берем
Все шагали, да шагали указательным и большим пальцами пр. руки.
В яму темную упали! Так меняем руки)
Покатились, покатились (катаем матрешку между ладошек)
На дне ямы очутились. (ставим матрешку на ладошку)
Ну, а в яме той темно! (качнув рукой, роняем матрешку на ладошку)
Спать пора давным-давно! (сжимаем матрешку в ладошке, качаем ее)
Грибы.
В лес пришли, в лес пришли (грибочки находятся в двух руках, держим
И грибочки мы нашли! их указательным, средним и большим пальцами.)
В лес пришли, в лес пришли, (Стучим ножкой одного грибка по шляпке др.)
И грибочки мы нашли!
Дождик капает: «Кап-кап!» (ритмично стучим шляпками грибочков)
Дождик капает вот так!
И шумят листочки, (трем ножки грибочков друг о дружку)
Аж до самой ночки!
Вот и выросли грибы! (ставим грибочки на пол)
Данные упражнения развивают также и чувства ритма и зрительно-моторную координацию,темп речи, ритмико-интонационную сторону речи, побуждают к звукоподражанию.
Занимайтесь со своим ребенком! Пусть эти занятия приносят радость, а также способствуют интеллектуальному, физическому и психическому развитию ваших чад!