людмила логинова
Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев».
Публикация «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика.
Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить речь. После исследований отечественные ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания. Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат.
Начинать развивать мелкую моторику у детей пальцев рук необходимо с самого раннего возраста.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
В любом возрасте, и особенно для детей раннего и младшего дошкольного возраста, будут полезны упражнения для развития мелкой моторики.
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
.Для развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста можно использовать : пальчиковые игры с потешками, стихами, самомассаж рук, игры с прищепками, мозаики и шнуровки, лабиринты и пирамидки, рисование по манной крупе, нанизывание бусин, игры с пуговицами, игры с водой, песком, завинчивание крышек, упражнения на бизиборде, графические упражнения …
Пальчиковые игры помогают обогатить словарный запас ребенка существительными, глаголами, прилагательными, тренируют, не только моторику пальцев рук, но и мышцы артикуляционного аппарата. Перед проведением пальчиковой игры необходимо заинтересовать ребенка, произносить текст нужно максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Продолжительность пальчиковых игр для детей составляет от 3 до 5 минут в день. После проведения игры не забудьте похвалить ребенка.
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с такими предметами.
Игры с прищепками; Шнуровка; Занимательный куб; Рисование на песке (манке); Нанизывание предмета; Игры с пуговицами; Игры с липучками; Игры с крупой.
Игры с прищепками.
Прищепки ещё называют «детским эспандером», потому что для сжатия кончиков прищепки требуются определённые усилия пальцев, а от многократного сжатия мышцы пальцев становятся сильнее, мелкая моторика развивается очень эффективно.
Игры с прищепками – это:
Развитие мелкой моторики;
Сенсорное развитие;
Развитие пространственных представлений;
Расширение и активизация словаря.
В процессе конструирования различных предметов и объектов можно разучить с детьми стихотворение, что будет способствовать расширению и активизации словаря, а также развитию памяти и внимания.
Шнуровка.
Шнуровка - один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры - наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики, а также развитию речи ребенка.
Задачи:развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
способствовать развитию речи;
развивают творческие способности.
Игры со шнурками направлены на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Такие игры станут хорошей подготовкой руки к письму, они тренируют усидчивость.
Игры со шнурками не требуют много затрат, это недорогое развлечение. Шнурками можно играть детям с трех лет под контролем взрослого. Шнурки можно использовать многократно, после игры шнурки надо постирать в мыльной воде и прополоскать.
Занимательный куб.
Цель: развивать у детей речь, внимание, память, воображение, мелкую моторику, учить малышей играть вместе, взаимодействовать в коллективе.
Описание пособия: Куб прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места. Одновременно в него могут играть несколько детей. При желании пособия легко и быстро снимаются.
На гранях куба размешены разноцветные ленты, шнурки, прищепки, «крабики», бусины и пуговицы.
Рисование на песке (манке)
Рисование на песке, как средство развития мелкой моторики.
Цель: развиватьвоображение, мелкую моторику, речь; учить малышей играть вместе, взаимодействовать в коллективе; аккуратно действовать с песком
Дети создают простейшие рисунки, рисуя пальчиком по равномерно насыпанному слою песка. При этом чтобы изменить рисунок достаточно просто провести пальчиком или ладонью по песку.
Игры с пуговицами.
«Гусеница»
Задачи:
Учить составлять гусеницу в заданной последовательности.
Учить соединять детали с помощью петельки, пуговицы и липучки.
Учить проявлять заботу и бережливость к игрушкам.
Обогащать словарный запас.
Описание игры: дети составляют гусеницу в заданной им или произвольной последовательности, подбирая детали с помощью петель, пуговиц.
Игры с липучками.
Использование нетрадиционных развивающих игр на липучках позволяет решать следующие задачи, которые важны для развития ребёнка :
-формируют целостную картину мира, расширяют кругозор, обогащают словарный запас и развивают связную речь;
-способствуют формированию элементарных математических представлений, развивают конструктивные навыки;
-также игры развивают зрительное, слуховое, тактильное восприятие, воображение, пространственное мышление, координацию руки и глаза, мелкую моторику рук, обогащают игровой опыт детей.
Игры на липучках имеют ряд преимуществ. Они:
-яркие, красочные, реалистичные и привлекательны для детей своим дизайном, наличие мультипликационного героя или любимого сказочного персонажа;
-большое разнообразие вариантов игр;
-можно обыграть любую проблемную ситуацию, с любым героем, с любым сюжетом;
-игры затрагивают все направления развития ребенка;
-игры развивают эмоциональный интеллект;
-активизируют мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Главное преимущество таких игр- многократное прикрепление и отрывание картинок. Малышу нравится звук, слышимый при отрывании картинок с липучками от основы.
Картинки распечатаны на бумаге, ламинированные с двух сторон, влагостойкие, долговечные, благодаря липучкам, детали не теряются, достаточно мобильны, многофункциональные, безопасны.
Игры с крупой.
«Мы кормим животных».
Цель. Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук. Формировать навыки аккуратности.
Описание игры. Создать игровую ситуацию: животные хотят есть. Надо их покормить зернышками. Задача: брать по одному зернышку и бросать крупу в тарелочку.
Игры с крупой развивают мелкую моторику, координацию движений, память, внимание, слуховое восприятие. И не только! Оказывается, при соприкосновении рук с крупой, происходит активизация активных точек, находящихся на пятках и ладонях. Множество таких точек отвечают за работу внутренних органов и систем организма. Так, например, естественный массаж ладоней и пальчиков способствует развитию речи.
При выполнении заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: его возраст, настроение, желание и возможности, чтобы ребенок занимался с удовольствием и добивался хороших результатов.
И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.
Хочу закончить своё выступление словами Сухомлинского:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок»