Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей дошкольного возраста

людмила логинова
Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев».

Публикация «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика.

Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить речь. После исследований отечественные ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания. Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат.

Начинать развивать мелкую моторику у детей пальцев рук необходимо с самого раннего возраста.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

В любом возрасте, и особенно для детей раннего и младшего дошкольного возраста, будут полезны упражнения для развития мелкой моторики.

Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

.Для развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста можно использовать : пальчиковые игры с потешками, стихами, самомассаж рук, игры с прищепками, мозаики и шнуровки, лабиринты и пирамидки, рисование по манной крупе, нанизывание бусин, игры с пуговицами, игры с водой, песком, завинчивание крышек, упражнения на бизиборде, графические упражнения …

Пальчиковые игры помогают обогатить словарный запас ребенка существительными, глаголами, прилагательными, тренируют, не только моторику пальцев рук, но и мышцы артикуляционного аппарата. Перед проведением пальчиковой игры необходимо заинтересовать ребенка, произносить текст нужно максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Продолжительность пальчиковых игр для детей составляет от 3 до 5 минут в день. После проведения игры не забудьте похвалить ребенка.

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с такими предметами.

Игры с прищепками; Шнуровка; Занимательный куб; Рисование на песке (манке); Нанизывание предмета; Игры с пуговицами; Игры с липучками; Игры с крупой.

Игры с прищепками.

Прищепки ещё называют «детским эспандером», потому что для сжатия кончиков прищепки требуются определённые усилия пальцев, а от многократного сжатия мышцы пальцев становятся сильнее, мелкая моторика развивается очень эффективно.

Игры с прищепками – это:

Развитие мелкой моторики;

Сенсорное развитие;

Развитие пространственных представлений;

Расширение и активизация словаря.

В процессе конструирования различных предметов и объектов можно разучить с детьми стихотворение, что будет способствовать расширению и активизации словаря, а также развитию памяти и внимания.

Шнуровка.

Шнуровка - один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры - наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики, а также развитию речи ребенка.

Задачи:развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

способствовать развитию речи;

развивают творческие способности.

Игры со шнурками направлены на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Такие игры станут хорошей подготовкой руки к письму, они тренируют усидчивость.

Игры со шнурками не требуют много затрат, это недорогое развлечение. Шнурками можно играть детям с трех лет под контролем взрослого. Шнурки можно использовать многократно, после игры шнурки надо постирать в мыльной воде и прополоскать.

Занимательный куб.

Цель: развивать у детей речь, внимание, память, воображение, мелкую моторику, учить малышей играть вместе, взаимодействовать в коллективе.

Описание пособия: Куб прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места. Одновременно в него могут играть несколько детей. При желании пособия легко и быстро снимаются.

На гранях куба размешены разноцветные ленты, шнурки, прищепки, «крабики», бусины и пуговицы.

Рисование на песке (манке)

Рисование на песке, как средство развития мелкой моторики.

Цель: развиватьвоображение, мелкую моторику, речь; учить малышей играть вместе, взаимодействовать в коллективе; аккуратно действовать с песком

Дети создают простейшие рисунки, рисуя пальчиком по равномерно насыпанному слою песка. При этом чтобы изменить рисунок достаточно просто провести пальчиком или ладонью по песку.

Игры с пуговицами.

«Гусеница»

Задачи:

Учить составлять гусеницу в заданной последовательности.

Учить соединять детали с помощью петельки, пуговицы и липучки.

Учить проявлять заботу и бережливость к игрушкам.

Обогащать словарный запас.

Описание игры: дети составляют гусеницу в заданной им или произвольной последовательности, подбирая детали с помощью петель, пуговиц.

Игры с липучками.

Использование нетрадиционных развивающих игр на липучках позволяет решать следующие задачи, которые важны для развития ребёнка :

-формируют целостную картину мира, расширяют кругозор, обогащают словарный запас и развивают связную речь;

-способствуют формированию элементарных математических представлений, развивают конструктивные навыки;

-также игры развивают зрительное, слуховое, тактильное восприятие, воображение, пространственное мышление, координацию руки и глаза, мелкую моторику рук, обогащают игровой опыт детей.

Игры на липучках имеют ряд преимуществ. Они:

-яркие, красочные, реалистичные и привлекательны для детей своим дизайном, наличие мультипликационного героя или любимого сказочного персонажа;

-большое разнообразие вариантов игр;

-можно обыграть любую проблемную ситуацию, с любым героем, с любым сюжетом;

-игры затрагивают все направления развития ребенка;

-игры развивают эмоциональный интеллект;

-активизируют мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Главное преимущество таких игр- многократное прикрепление и отрывание картинок. Малышу нравится звук, слышимый при отрывании картинок с липучками от основы.

Картинки распечатаны на бумаге, ламинированные с двух сторон, влагостойкие, долговечные, благодаря липучкам, детали не теряются, достаточно мобильны, многофункциональные, безопасны.

Игры с крупой.

«Мы кормим животных».

Цель. Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук. Формировать навыки аккуратности.

Описание игры. Создать игровую ситуацию: животные хотят есть. Надо их покормить зернышками. Задача: брать по одному зернышку и бросать крупу в тарелочку.

Игры с крупой развивают мелкую моторику, координацию движений, память, внимание, слуховое восприятие. И не только! Оказывается, при соприкосновении рук с крупой, происходит активизация активных точек, находящихся на пятках и ладонях. Множество таких точек отвечают за работу внутренних органов и систем организма. Так, например, естественный массаж ладоней и пальчиков способствует развитию речи.

При выполнении заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: его возраст, настроение, желание и возможности, чтобы ребенок занимался с удовольствием и добивался хороших результатов.

И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.

Хочу закончить своё выступление словами Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок»

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей»Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей» 6 января День пальчиков на маам, вот я и решила вспомнить, что же мы с детьми делали для развития мелкой моторики пальцев рук, и вот что.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 марта 2023 в 18:39
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем людмила логинова (УИ 392114) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД