Татьяна Олеговна Чихалова Дьячкова
Развитие мелкой моторики рук для речи ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Для успеха коррекционной логопедической работы необходимо развитие общей, тонкой моторики, а так же правильно поставленного дыхания.
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста – это неотъемлемая часть развития речевого и умственного процессов у детей. Как написал известный педагог В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Поэтому наша задача состоит и в том, чтобы развить мелкую моторику рук, для того, чтобы ребенок мог овладеть необходимыми навыками для обучения грамоте. Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении навыками письма. Так же степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей и познавательных способностей, мышления, воображения.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук для речи ребенка» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В своей практике я часто наблюдала за тем, что ребенок с недостаточно развитой моторикой рук плохо развита речь. И чем это сильнее выражено, тем больше отображается на развитии речи ребенка.
В своей работе я часто использую различные игры, материалы и тренажеры, направленные на развитие моторики рук. Также я совмещаю игры с речевым материалом для автоматизации звукопроизношения и для закрепления лексических тем.
На самых первых этапах работы, я в своей практике, использую различную пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры. В дальнейшем мне очень нравится разнообразить свою работу с помощью тренажеров и всевозможных подручных средств, природных материалов, различные штриховки и обводки.
Для развития моторики я использую следующие материалы:
-пальчиковый театр (игрушки- колпачки из фетра)
-су-джок массажеры (кольца и мячики)
-мешочки с разными наполнителями (крупы, песок)
-сухие бассейны
- массажные мячи различной жесткости
- крупные орехи (грецкие и каштаны)
-кинетический и сухой песок
-разнообразные самодельные дорожки (из пуговиц, бусин, бисера, бобов, различных видов ткани)
- технику квиллинг (мелованная бумага и гофрокартон)
-шнуровки (ботиночек объёмный или плоский, планшет для шнурования, картинки)
-мозайка (крупная, мелкая, разного размера)
-пластилин
-расскраски
-куб с лентами
-прищепки
При работе с песком, я предлагаю ребенку не просто насыпать дорожку или нарисовать ее, но при этом проговорить определенный звук или слоги. Нарисовать небольшой сюжет сказки или придумать свою картину. Что очень развивает мышление и воображение ребенка. Детям очень нравится игры с песком, они чувствуют себя не как на обычном занятии, а как в детской песочнице, что позволяет ребенку расслабиться и лучше воспринимать информацию, данную на занятии. Сам, не подозревая того, он развивает и мелкую моторику рук и речь со всеми ее компонентами.
С помощью фетровых колпачков на пальцы мы показываем пальчиковые театры, иногда по сценарию, а иногда используя фантазию и воображение ребенка. Детям очень нравятся подобные игры, поэтому я предлагаю родителям тоже использовать их дома в играх с детьми. Показываю мастер-классы по изготовлению таких игрушек – колпачков для родителей.
Для сухих бассейнов я использую различную крупу (гречневая, рисовая, пшено, бобовые). В бассейны модно положить фигурки и попросить их найти, по немного вытаскивая крупы из бассейна. Так же прошу детей разобрать мелкую крупу от крупной или разложить по цвету.
Использую игры с прищепками такие как, чего не хватает, сделай цепочку и т. д. Также можно играть с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.
При работе с пластилином мы не только раскатываем его и лепим фигуры, но и делаем небольшие картины, которые можно украсить бусинами, крупой и обрезками коктельных трубочек.
Занимаясь в технике квиллинг, можно в момент скручивания, также произносить чистоговорки, слоги ит. д. Потом из полученных фигурок сделать картину или поделку. Например, зайца, волка и других сказочных героев и в дальнейшем использовать их для постановки настольных спектаклей.
Использование куба с лентами помогает не только научить ребенка завязывать бантики и плести косички, но и выполнять различные узоры, продевая разными способами ленту или веревочку.
Очень нравятся детям пальчиковые раскраски. На нарисованном дереве, прикасаясь подушечками пальцев, нарисовать листочки или сделать следы животного. Можно нарисовать насекомых или цветы.
Разнообразные шнуровки (ботиночек объёмный или плоский, планшет для шнурования, картинки) помогают в развитии мелкой моторики рук. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.
Еще детям очень нравятся игры с разноцветными крышечками. Данные игры не только развивают моторику, но и помогают выучить цвета и закрепить обобщающие понятия.
Регулярная и планомерная работа по развитию мелкой и общей моторики рук у детей способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие речи, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. А разнообразие материалов, способов и игр сделает занятие не только познавательными, полезным и более продуктивным, но и интересным и увлекательным.