Наталья Власова
Развитие мелкой моторики рук. Упражнения для пальчиковой гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошо развитая речь ребёнка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. На сегодняшний день в арсенале всех педагогов, занятых воспитанием и обучением детей имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребёнка. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук, Упражнения для пальчиковой гимнастики» размещена в разделах
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Я использую следующие упражнения, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук :
игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;
игры и действия с игрушками и предметами: (раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т. д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т. д.);
изобразительную деятельность: (лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т. д., разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т. д.).
Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно в детском саду и дома:
а) упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей;
б) игры с пальчиками — в режимные моменты и прогулки;
в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.
В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально, а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.
Упражнения для пальчиковой гимнастики
(выполняются сидя или стоя)
1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание (по 20 раз, выполняются с силой, в сжатом положении фиксируются 2-3 сек.
ладонями вверх;
ладонями вниз;
обеих рук одновременно;
правой и левой по очереди.
2. Вращение кистями рук (по 10 раз. Можно выполнять упражнения из положения "руки в стороны") :
в правую, затем в левую сторону;
б) вовнутрь (обеими кистями);
в) наружу.
3. Выгибание кистей рук (по 10-15 раз) :
одновременно;
правой, левой по очереди.
4. Прогибание кистей рук (по 10-15 раз) :
одновременно;
правой, левой по очереди.
5. Чередование прогибания и выгибания.
6. Соприкосновение подушечек пальцев — "Пальчики здороваются" (по 10-15 раз. Сила надавливания подушечек пальцев и темп выполнения увеличиваются;
пальцы правой руки — с большим пальцем правой руки;
пальцы левой руки — с большим пальцем левой руки;
то же одновременно двумя руками;
г) пальцы правой руки — с соответствующими пальцами левой.
7. "Щелчки" (по 10 раз).
8. "Коготки" — сильное полусгибание и разгибание пальцев (по 10-20 раз).
9. Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди (по 10 раз) :
правой руки;
левой руки;
обеих рук одновременно
сначала начиная с большого,
затем начиная с мизинца
10. "Ножницы" — разведение пальцев в стороны (по 10 раз) :
правой, затем левой руки;
обеих рук одновременно;
соединив ладони вместе.
11. Упражнение "Замок" — ладони вместе, пальцы переплетены (по 10-20 раз) :
сдавливание ладоней с силой;
вращение (поворот вправо-влево);
наклоны вправо-влево — сгибание и разгибание в лучезапястных суставах;
разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону, не расцепляя переплетенных пальцев;
"Солнечные лучи" — руки в "замке" подняты вверх, ладони крепко сжаты, пальцы с силой разжимаются и сжимаются вновь.
12. Упражнения с сомкнутыми ладонями (по 5-10 раз)
сомкнутые ладони перед грудью наклоняются вправо-влево, преодолевая сопротивление;
движение сомкнутыми ладонями перед грудью вперед-назад;
сомкнутые ладони вытянуты вперед — разведение кистей в стороны, не размыкая запястий;
сомкнутые ладони подняты вверх — разведение кистей, не размыкая запястий — "Цветок"
13. "Фонарики" — вращение свободными кистями рук (по 10 раз).
14. Потряхивание расслабленными кистями:
руки вверх;
руки в стороны;
руки согнуты в локтях, кисти опущены вниз.
Упражнения для пальчиковой гимнастики
(выполняются сидя за столом)
1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
2. Свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и левой руки поочередно.
3. Поочередное приподнимание пальцев (кисти рук лежат на столе) :
правой руки;
левой руки;
обеих рук вместе.
4. Имитация игры на пианино.
5. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).
6. "Бегают человечки" — указательный и средний пальцы правой, потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперед и назад.
7. "Футбол" — забивание шариков, карандашей одним, двумя и т. д. пальцами.
Самомассаж кистей и пальцев рук
1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.
2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
7. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
Равнодушных к таким упражнениям не бывает. Ведь детям кажется, что они просто играют, у них исчезает стеснение, боязнь говорить.