Сажина Наталья Викторовна
Развитие мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Мелкая моторика - это точные движения пальцами рук и ног, которые задействуют мышцы, суставы, нервы и зрение. Мелкая моторика отвечает за силу захвата, скорость и координацию движений.
У ребенка развита мелкая моторика, если он может:
1. Держать карандаш, писать или рисовать им.
2. Работать ножницами.
3. Застегивать пуговицы или молнию.
4. Завязывать шнурки.
Публикация «Развитие мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста» размещена в разделах
5. Есть с помощью вилки и ложки.
6. Нажимать кнопки.
Подчеркну: мелкая моторика — это слаженные движения ладоней, запястий и пальцев, а также ступней, лодыжек и пальцев ног. Речь не только о ровной и плавной ходьбе, но и, например, о занятиях танцами и спортом — футболом, плаванием, гимнастикой. Развитие мелкой моторики необходимо для полноценного управления своим телом на протяжении всей жизни.
Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и т. д. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания.
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.
В федеральных государственных стандартах описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.
1. Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия.
2. Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук.
3. Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки.
4. Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка – обведение рисунка по точкам.
5. Большой интерес для детей представляет конструирование.
6. Пуговицы - открывают массу возможностей для развития детей.
7. Собирание пазлов - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.
8. Шашки;
9. Шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- развивают творческие способности.
10. Игры с прищепками;
11. Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Ножницы-это легко», «Подготовка руки ребенка к письму в школе»; буклеты «Развитие мелкой моторики в домашних условиях», «Развитие мелкой моторики пальцев рук»; картотека игр с водой-самомассаж». Были подготовлены консультации родителям, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.