Анна Зеленина
Занятие по развитию мелкой моторики на этапе автоматизации звука «[С]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие творческих способностей детей для преодоления речевых нарушений. Активизация словарного запаса по теме «Зима».
Задачи:
Обучающая: автоматизация звука «с» изолированно, в слогах, в словах, в предложениях.
Развивающие : развитие неречевых психических процессов, развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; развитие словарного запаса по лексической теме «Зима».
Публикация «Занятие по развитию мелкой моторики на этапе автоматизации звука „[С]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Темочки
Коррекционные: соблюдение фонематического режима; устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука : изолированно, на материале слогов, слов, текста, преодоление речевого негативизма.
Воспитательные: воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, настойчивость, адекватное отношение к своему дефекту.
Оборудование:
Компьютер, снежинки из бумаги для формирования воздушной струи, снежки из ваты, сюжетные картинки на тему Зима и Осень.
1. Организационный момент.
Логопед предлагает посмотреть на доску с иллюстрациями зимы и осени.
Логопед: Ребята, посмотрите внимательно на эти картины и скажите, какая иллюстрация лишняя и почему?
Дети входят в группу и встают к столам, рассматривают картины.
Дети: Та картина лишняя, на которой изображена осень.
Логопед: Почему картина осени сейчас не уместна?
Дети: Потому что наступила зима.
Логопед: О каком времени года мы будем говорить? Скажите полным ответом.
Дети: Мы будем говорить о зиме.
Логопед: Правильно. Садитесь.
2. Формирование воздушной струи.
Логопед: Зима не приходит одна. Кто ее сопровождает, вы догадайтесь, отгадав загадку.
Что за звездочка такая
На пальто и на платке
Вся сквозная, вырезная
А возьмешь - вода в руке?
Дети: Это снежинка.
Логопед: Молодцы. И к нам прилетели снежинки.
Логопед: раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
Логопед: Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос и выдыхаем на снежинку через рот. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Дети дуют на снежинку несколько раз.
Логопед: В слове снежинка какой первый звук?
Дети: В слове снежинка первый звук «с».
3. Артикуляционная гимнастика для звука «с».
Логопед: Для того чтобы мы четко и правильно произносили звук «с», какие упражнения необходимо выполнить?
Дети: Упражнения для губ и язычка.
Логопед: Верно! Артикуляционную гимнастику выполняем под счёт. Упражнение «Горка». Язык находится за нижними зубами и выгибается горкой. Счёт до 10.
Логопед: Прокатимся на саночках. Выполняем упражнение «Саночки». Счёт до 10.
Логопед: Замело дорожку, нам нужна лопаточка, выполним упражнение «Лопатка» Счёт до 10.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику.
4. Основной этап. Автоматизация звука «с» - изолированно, в слогах, в словах, в тексте.
Логопед: Какой зимой ветер?
Дети: Ветер зимой холодный и сильный.
Логопед: Покажите, как свистит ветер!
Дети: «С-С-С».
Логопед: Ветер намел огромные сугробы. Но они нам не страшны. Давайте пройдемся по сугробам, проговаривая слоги со звуком «с».
«СА», «СО», «СЫ», «СУ» и т. д.
Дети повторяют слоги.
Логопед: Ребята, посмотрите, что нам подарила зима.
Дети: Зима подарила снежки!
Логопед: Поиграем со снежком? Я говорю предложение, а кому положу снежок на парту, тот доскажет мне слово.
Логопед: Я начну первое предложение. Наступила зима. Везде лежит белый пушистый.
1 ребё нок: снег.
Логопед: Красивым узором покрыл окна дед.
2 ребё нок: дед Мороз (с).
Логопед: Выросли огромные.
3 ребё нок: сугробы.
Логопед: На крышах домов висят.
4 ребё нок: сосульки.
Логопед: Дети катаются с горки на.
5 ребё нок: горку.
Логопед: Слава и Макс кидаются.
6 ребё нок: снежками.
Логопед: Света и Настя лепят.
7 ребё нок: снеговика.
Логопед: Зимой очень.
8 ребё нок: интересно!
Развитие фонематического слуха.
Логопед: Ребята, какие слова вам встретились со звуком «с»?
Дети перечисляют слова: снег‚ мороз, сугробы, сосульки, санках, снежками, снеговика, интересно.
(Логопед выставляет на панно картинки)
Логопед: Скажите, в слове сугробы, где находится звук «с» в начале слова, в
середине или в конце слова?
1 ребё нок: в слове сугробы звук «с» находится в начале слова.
Логопед: в слове мороз?
2 ребё нок: В слове мороз (с) звук «с» находится в конце слова.
Логопед: в слове сосульки?
3 ребё нок: В слове сосульки звук «с» находится в начале и в середине слова.
Послушайте внимательно слова и скажите, какое слово лишнее и почему. Сосулька, сугроб, снежки, зима.
4 ребё нок: Слово зима лишнее, потому что оно начинается со звука «з».
(Физкультминутка)
Ребята, от зимних слов что-то похолодало в группе. Давайте с вами разогреемся. Встаньте.
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки,
Ножками потопаем,
И себя похлопаем.
(Дети, проговаривая стихотворение, выполняют упражнения).
Логопед: Скажите, когда одновременно падает очень много снега, как называется такое явление?
Дети: Такое явление называется снегопад.
Логопед: правильно. Давайте и мы устроим настоящий снегопад. Я вам каждому раздам снежок. Читаю стихотворение, вы подкидываете снежок на каждое слово и повторяете за мной.
Снего-снего-снегопад,
Каждый очень, очень рад,
Будут лыжи и коньки,
Будут санки и снежки.
(Дети подкидывают снежки и проговаривают стихотворение)
Логопед: А где можно играть в снежки и кататься на санках?
Дети: Играть в снежки и кататься на санках можно на улице.
Логопед: И мы с вами сейчас оправимся на улицу, приготовьте пальчики.
(Пальчиковая гимнастика)
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп, и спать легли.
Дети: Загибают пальчики по одному, начиная с больших пальцев, одновременно на обеих руках.
«Идут» по столу указательным и средним пальчиками.
«Лепят» комочек двумя ладонями. «Крошат хлебушек» всеми пальчиками.
Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки. Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной. Отряхивают ладошки. Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.
Логопед: Какие вы еще знаете зимние забавы?
Дети: Дети катаются на лыжах, снегокатах, лепят снеговиков.
Логопед: Сегодня и мы с вами попробуем сделать снеговика, но не лепить из снега, а клеить на бумаге при помощи волшебной веревочки. А чтобы у нас хорошо получилось, разомнем руки:
Раз и два, раз и два —
Лепим мы снеговика.
Мы покатим снежный ком
Кувырком, кувырком.
Мы его слепили ловко.
Вместо носа есть морковка,
Вместо глазок — угольки,
Ручки — веточки нашли.
А на голову — ведро.
Объяснение выполнения работы
Логопед: Из каких геометрических фигур состоит снеговик?
Дети: Снеговик состоит из кругов.
Логопед: Внизу какой круг?
Дети: Внизу снеговика большой круг.
Логопед: Вверху какой круг?
Дети: Вверху снеговика маленький круг.
Логопед: А в середине какой круг?
Дети: В середине средний круг.
Логопед: На столе у вас лежат три волшебные веревочки.
Логопед: Самой длинной веревочкой какой будете клеить круг?
Дети: Самой длинной веревочкой будем клеить большой круг.
Логопед: Самой короткой веревочкой?
Дети: Мы будем клеить самый маленький круг.
Логопед: А какая веревочка осталась?
Дети: Осталось маленькая веревочка.
Логопед: Вот ей мы будем клеить средний круг.
Логопед: Приступайте к работе.
Дети клеят снеговика.
Логопед: Ребята, а сейчас давайте посчитаем, сколько снегов получилось.
1 ребенок: Один снеговик.
2 ребенок: Два снеговика.
3 ребенок: Три снеговика.
4 ребенок: Четыре снеговика.
5 ребенок: Пять снеговиков. и т. д.
5. Итог. Логопед: чем сегодня занимались на занятии, о чём сегодня говорили, какие слова произносили со звуком «с». Что легко далось, а что вызвало затруднение.
Дети отвечают.
Логопед: Посмотрите на свои работы, и скажите, чего не хватает у ваших снеговиков.
Дети: У снеговиков не хватает носа, глаз, рук, шляпы.
6. Домашнее задание.
Логопед: Правильно, а доделаете вы снеговиков дома, совместно с родителями.
7. Оценка.
Логопед: Ребята вы все очень хорошо занимались. Работали на отлично. На этом наше занятие заканчивается, до свидания.