Ползикова
Развитие мелкой моторики как эффективное средство подготовки руки дошкольника к письму
▼ Скачать + Заказать документы
Анна Ползикова
Развитие мелкой моторики как эффективное средство подготовки руки дошкольника к письму
Подготовка детей к школе включает в себя комплекс мероприятий, охватывающий все сферы жизни ребёнка. Наряду с психологической, интеллектуальной, личностной готовностью обязательной является физическая готовность, предполагающая достаточно развитую мускулатуру, скоординированность движений, готовность руки к выполнению мелких точных и разнообразных движений, согласованность движений руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом и кисточкой.
Публикация «Развитие мелкой моторики как эффективное средство подготовки руки дошкольника к письму» размещена в разделах
Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонко – координированных графических умений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движения тела, зрительной сосредоточенности к произвольной регуляции деятельности, а также определённой функциональной зрелости коры головного мозга.
Именно в дошкольном возрасте следует развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, для накопления двигательного, практического и речевого опыта, развития психических и сенсорных процессов, что впоследствие должно оказать положительное влияние на процесс обучения в школе.
Ручная моторика является эффективным средством для развития интеллекта и психики ребёнка, развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, общего развития ребёнка. Движение пальцев руки оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка.
В основе овладения письмом лежат двигательные навыки. Дошкольный возраст считается благоприятным периодом для знакомства с графическими движениями и формами, накопления графического опыта. От правильной организации этого опыта зависит успех письменных упражнений в школе. Работа по развитию мелкой моторики включает следующие направления:
• Развитие «ручных навыков»
• Развитие зрительно - пространственной ориентации
• Развитие изобразительных и графических навыков
• Развитие ритмических и темповых движений
• Развитие физических качеств
Каждый возрастной период (с 4 до 7) имеет свои особенности физического и психического развития и требует индивидуального плана развития и обучения.
Наряду с развитием руки, педагог осуществляет подготовку к технике письма, которая включает:
1. Формирование зрительно - пространственного восприятия букв.
Упражнения : «На что похожа буква», конструирование буквы из пальцев рук, поиск буквы среди других в кассе букв, в тексте, выкладывание букв из элементов, рисование буквы в воздухе.
2. Развитие чувства ритма.
Упражнения: стихотворная ритмика, движения под музыку, «Продолжи узор», «Придумай узор», штриховка, «Проведи дорожку».
3. Аналитико – синтетическая деятельность.
Упражнения: определение количества элементов в букве, характеристика элементов буквы, определение пространственного расположения элементов в букве, нахождение сходства и различия в образе букв, собирание буквы из элементов, воспризведение недостающих элементов буквы.
4. Формирование графических умений.
Упражнения : обводка по шаблону или трафарету, обводка по контуру, по точкам, штриховка рисунков в разных направлениях различными видами линий; рисование орнаметров; письмо элементов букв, «Клубочки», «Волны», «Дорожки», «Дорисуй недостающий элемент».
Система упражнений по развитию мелкой моторики приносит огромную пользу дошкольнику : кисти рук приобретают хорошую подвижность, исчезает скованность движения руки, развивается речевой аппарат ребёнка, мышление, память, формируется художественный вкус, развиваются волевые качества. Приобретённые умения и навыки создают оптимальные условия для успешного обучения в школе.