МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у дошкольников 4–5 лет

Ами Ами
Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у дошкольников 4–5 лет

Взрослых всегда волнует вопрос, как обеспечить всестороннее развитие ребенка в дошкольном возрасте. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Огромный потенциал развития движений пальцев рук дает малышам сама жизнь: практика самообслуживания, манипуляции с предметами домашнего обихода.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

К 4-5 годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

К ним относятся разные виды плетения из бумаги (например, плетение коврика из бумажных разноцветных полосок). Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы».

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание различных фигурок из старых открыток – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Из вырезанных фигурок дети могут составлять целые композиции.

Особую роль в подготовке руки к письму рукоделие. Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости.

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, уровень речевого развития детей заметно снизилось. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-ауди-видео) Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки с наклейками вместо картинок для вырезания).Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу, а именно - с самого раннего возраста.

Работая с детьми, у которых слабое развитие общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием, я посчитала наиболее актуальной и значимой работу над развитием мелкой моторики пальцев рук.

В группе я постаралась как можно доступнее и динамичнее создать условия для развития мелкой моторики. Для этого был оформлен уголок по развитию мелкой моторики, куда был включен определенный набор пособий - шнуровки, разные виды мозаики и конструктора, различный дидактический материал. Но наблюдая за действиями детей, я отметила напряженность движений, неточность при выполнении упражнений.

В ходе моей работы четко обозначилась проблема: необходимости организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у детей через использование разнообразных форм, методов и приемов. Таким образом, исходя из вышесказанного, определилась цель моей дальнейшей деятельности:

- Совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приёмов.

Одной из форм работы с детьми являются занятия, построенные в игровой форме. Игре на занятии придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости. Игра в сочетании с художественным словом, словом с движением, имитаций, звукоподражанием, придают процессу обучения увлекательную форму. Проведение игр-занятий способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей.

Побуждая детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь, создаю ситуацию успеха.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, пазлы, матрёшки, мозаика, бусины для нанизывания и т. д. Детей привлекает красочность игрушек, играя с ними, они приобретают умения действовать на основе различения формы, величины, цвета, овладевают разнообразными новыми движениями. Моя задача — поддержать это стремление, организовать общение ребёнка со сверстниками и взрослыми в процессе предметной деятельности.

Работа с бусами отлично развивает руку застегивание и расстегивание пуговиц, разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек,, ягод рябины. Детям предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т. п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок.

Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.

Игры со счетными палочками. Взрослый показывает ребенку образец. Ребенок, должен внимательно его рассмотреть, в каком порядке размещены палочки. Ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок.

Работа с мозаикой. Ребенок может выложить простой рисунок из пластинок мозаики, имея перед глазами образец. Затем составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

Игры с конструкторами. Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве. В этих играх у малышей бурно развивается фантазия и образное мышление. Ребенку интересно придумывать и складывать разнообразные конструкции (домики, машинки и другие предметы).

Можно отметить некоторые преимущества использования конструктора.

Во-первых, с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить.

Во-вторых, при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает чувство успеха.

В-третьих, поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

И, наконец, конструктор безопасен. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

Игры с крупами. Нигде так хорошо не упражняются пальчики и кисти рук, как в играх с мелкими предметами. Понадобятся всевозможные крупы: пшено, гречка, рис, а также горох, манка и фасоль.

- Сортировка круп. Ребенок раскладывает крупинки в 2 тарелочки: в одну кладет горох, в другую - фасоль. Эта игра активизирует нервные окончания пальцев рук, способствует развитию мышления, ведь сортировка - это простейшая мыслительная операция.

- Рисование на манке. Насыпаем на поднос тонким слоем манку. Пальчиками одной или обеих рук рисуем все, что захочется. А не понравится рисунок - слегка встряхнуть поднос и рисуем снова!

Игры с водой. Из миски в миску. Ложкой столовой, чайной, пипеткой (мисочки нужны поменьше, резиновой грушей, шприцом (без иглы, разумеется). Учим ребенка управляться с этими предметами. Сначала показываем сами и делаем несколько движений его ручкой. Ребятам очень нравится переливать воду губкой: намочить губку в одной миске, перенесли и отжать в другую. Дети могут делать это до бесконечности.

В свободное время дети с удовольствием раскрашивают. Для этого могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания, книжки- раскраски. Необходимо обратить внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно.

Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.

Игры с пинцетом, с прищепками, с пробками от пластиковых бутылок развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.

Игры- шнуровки развивают пространственную ориентировку, внимание, творческие способности, способствуют точности глазомера, последовательности действий.

Хорошим средством для развития пальцевой умелости являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их выбирается в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка.

Дети овладевают основными умениями и навыкам, у них развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка и т. д.

Мной подготовлена картотека пальчиковых упражнений, которые дети используют самостоятельно. Карточка оформлена таким образом, что ребенок, может глядя на изображение, положение пальцев руки выполнить упражнения.

Работа родителей и педагогов дошкольных учреждений должна быть совместно направлена на обеспечение полного и гармоничного развития ребенка в дошкольном возрасте и правильной подготовки его к школе. Применение современных педагогических технологий сотрудничества с семьёй позволяет мне активизировать отношения, основанные на взаимопонимании и взаимодоверии. На родительском собрании я познакомила родителей с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей. Мной применяются разнообразные формы работы с родителями, нацеленные на решение данной проблемы:

- практикум по организации игр с детьми в домашних условиях, способствующих развитию мелкой моторики;

- тематические консультации

- памятки, информационных листков.

Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Публикации по теме:

Игра на развитие мелкой моторики пальцев рук «Застежки». Эта игра приносит детям много радости, удовольствия, а так же навык самообслуживания (расстёгивание и застегивание пуговиц. Научить детей.

Игровое пособие для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук «Заплети косички»Игровое пособие для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук «Заплети косички» Пособие дает возможность научить детей дошкольного возраста заплетать косы, соблюдая при этом определенный порядок перемещения прядей.

Пособие для развития координации движений кистей и пальцев рук «Пальчиковые шаги»Пособие для развития координации движений кистей и пальцев рук «Пальчиковые шаги» «Пальчиковые шаги» – это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Эти упражнения развивают память,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у дошкольников 4–5 лет
Опубликовано: 16 сентября 2024 в 22:02
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у дошкольников 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ами Ами в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...

17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД