Евгения Чивчиш
Развитие мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Почему так важно развивать мелкую моторику? Как связаны развитие мелкой моторики и развитие речи?
Для начала стоит дать определение понятиям «моторика» и «мелкая моторика».
Публикация «Развитие мелкой моторики» размещена в разделах
«Моторика» – это последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. «Мелкая моторика» – это способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Например, это застёгивание пуговиц, вязание, вырезание, аппликации, письмо, рисование.
Как же действия пальчиками и ручками помогают развитию речи?
Всё дело в том, что зона коры в мозге, отвечающая за речь, находится близко к зоне моторной коры, которая отвечает, в том числе, и за мелкую моторику.
Как это работает?
Речь это целенаправленное действие, планирование МОТОРНОЙ (двигательной) программы. Мозг выстраивает действие не только на уровне осмысления того, что нужно сказать, но и на уровне движений языка, щек, гортани, голосовых связок. Так что развитие мелкой моторики способствует тренировке мозга в выстраивании двигательной программы, что впоследствии переходит и на речь.
Как правильно выстраивать занятия по развитию мелкой моторикой?
Вовсе не обязательно придумывать сложные запутанные задания! Достаточно регулярно в игровом формате заниматься дома.
Упражнения включают подручные материалы, которые есть в каждом доме.
1) Массажные мячики-ёжики и книжки со стишками для пальчиковой гимнастики помогут в занятиях и послужат разминкой. Подборку книг по пальчиковой гимнастике с готовыми упражнениями, помогающими в развитии мелкой моторики, и массажеров ищите в подборке товаров внизу статьи.
2) Далее переходим к самим упражнениям и играм для развития мелкой моторики. Помните сказку о Золушке? В ней девушка перебирала чечевицу и горох. Вдохновившись её примером, я рекомендую игры с крупами.
Например, игру «Сухой бассейн».
Возьмите емкость (тазик, контейнер) диаметром примерно 25-35 см и глубиной не менее 13 см, затем насыпьте туда смесь круп – гречку, горох, фасоль, макароны-рожки и спрячьте туда маленькие игрушки или ракушки. Задача ребёнка – искать фигурки-игрушки на ощупь, используя две руки или правую и левую по очереди. Далее можно с закрытыми глазами сортировать крупы на ощупь – горстка макарон, горстка фасоли и т. д. Подобные игры улучшают чувствительность пальчиков и кистей, а также снижают стресс и спазм ручек за счёт массажного эффекта. Главное — руки должны быть в крупе по запястье. Наиболее полезна гречка, так как эта крупа имеет четко выраженные грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний на подушечках пальцев.
Игра «Волшебный мешочек»
В мешочек складываются предметы разной формы, величины и текстуры. Важно предварительно показать их ребёнку, дать пощупать каждый из них и обсудить текстуру и особенности каждого предмета. Потом малыш с закрытыми глазами ощупывает предметы одной рукой и угадывает их. Помните, что ребенок должен поочередно использовать правую и левую руки.
«Тактильное домино»
Сделайте с ребёнком тактильное домино! Возьмите плотный картон или деревянные пластинки прямоугольной формы 2х4, разделенные ограничителем на две части. На каждую часть приклеиваются кружочки из различных материалов: шерсти, наждачной бумаги, бархата, хлопчатобумажной ткани, пленки с пупырышками, щетинки от щетки и т. п. Подбирайте подходящие друг к другу фишки, основываясь на тактильных ощущениях.
Обязательно подключите лепку из пластилина, рисование пальцами и ладошками. Чередуйте задания, и результаты не заставят себя долго ждать.