Мария Цветова
Развитие мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Тема выступления: Развитие мелкой моторики
ФИО автора полностью: Цветова Мария Викторовна
Должность и место работы: Воспитатель, ГБДОУ «детский сад №110» комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга «Эрмитажный детский сад»
Публикация «Развитие мелкой моторики» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Моторика [от лат. motor – приводящий в движение] – двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей; совокупность двигательных возможностей (реакций, умений и навыков, сложных двигательных актов) человека, проявляющихся в общей моторике, в мелкой моторике кистей и пальцев рук, в артикуляционной моторике и т. д., включает в себя произвольные движения и непроизвольные движения
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это всё мелкая моторика. Мелкая моторика развивает творческие способности у ребёнка.
Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить внимание в интересные и полезные игры.
В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для развития мелкой моторики». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику, и для чего это не обходимо делать, знают далеко не все.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научиться, ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.
О чудесных свойствах мелкой моторики знали ещё наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По её мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира, а малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов – ощущений, восприятий, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей, например, музыкальных, изобразительных также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с развитием с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильное формирование мелкомоторных функций тем более важно ещё и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка – это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у детей сенсомоторной координации – согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребёнок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребёнок, открывается больше новой информации. Зрение и движение рука становиться основными источниками познания ребёнком окружающей действительности. Изучая все возможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребёнок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребёнок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учиться писать. При выполнении всех этих действий газа помогают рукам. По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребёнок учиться следить за собой и своими вещами, учиться правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана ещё и с формированием самостоятельности ребёнка, а, следовательно, развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить довольствие от сделанного очень важно для формирования личности человека в целом.
В раннем дошкольном возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелко моторных функций рук ребёнка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
То есть, развитие мелкой моторики (умение рук) у ребенка происходит постепенно и последовательно: сначала он учиться дотягиваться до предмета и хватать его, а потом манипулировать им. Важную роль в этом процессе играет координация глаз и рук, а также действия обеих рук.
Овладение относительно тонким действиям рук происходит в процессе развития кинестетического чувства – положение и перемещение тела в пространстве, т. е. в процессе формирования зрительно – тактильно – кинетических связей. После формирования этих связей движение руки начинают в большей степени выполнять под контролем зрения, теперь уже вид предмета – это стимул движений рук по направлению к нему.
Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка. Однако прежде чем рука ребенка начинает в своих действиях походить на руку взрослого человека, проходит довольно значительное время.