Валентина Киселева
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с помощью игры в шахматы
▼ Скачать + Заказать документы
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти…».
В. А. Сухомлинский
Шахматы- очень древняя и интересная игра.
Шахматы – развивают в ребенке: внимание, мышление, логику, память, усидчивость, воображение.
Обучение игре в шахматы можно начинать и в дошкольном возрасте, но только в игровой форме.
Для того, чтобы ребенка вовлечь в интересный мир шахмат, обучить его, но при этом не потерять его интерес к игре, я использую в работе дидактические шахматные игры и приемы.
Первая мини-игра, начинается уже возле дверей нашего кабинета. Дети стоят, а педагог задает шахматные вопросы (некоторый секретный доступ). Например, самая сильная фигура? Сколько пешек всего на доске? Какая фигура стоит возле коня? Сила (ценность) фигуры (называем какой) И т. д.
В этот момент у нас идет уже включение в игру, дети ждут-какой секретный вопрос достанется ему и как быстро он сможет на него ответить.
Перед занятием есть традиция "запускатель времени", выбирается ребенок, который включает часы и проверяет идут они или нет. В конце занятия "остановитель времени", ребенок, который был самым внимательным и заметил, что время истекло (упал флажок).
Развиваем: внимание, быстроту реакции, сообразительность, смекалку.
Дальше опишу несколько дидактических игр, которые можно использовать для обучения детей.
1. Найди свой домик. Цель: учить детей узнавать и называть шахматные фигуры, раскладывать их по определенным «домикам».
2. Шахматный пазл. Цель игры: развитие логического мышления, внимательности, мелкой моторики. Задача ребенка найти и сложить части одной картинки.
3. Дорисуй по образцу. развивает логическое и образное мышление детей. В этом задании ребенку нужно скопировать узор в левом квадрате и нарисовать его в правом. Пусть ребенок сначала подумает и представит, как он будет срисовывать, а уже потом приступает к заданию.
4. «Найди короткий путь». За минимальное число фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
5. «Волшебный мешочек». В мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить и назвать какая фигура спрятана.
6. «Шахматный мячик». Педагог называет какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Конь стоит возле ладьи», и бросает мяч кому-то из детей. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
7. "Обводилки" изучаем фигуру и ее обводим в тетради. разукрашиваем.
8. "Находилки" на карточках обязательно прячутся еле заметные шахматные фигуры, их всегда разное количество, надо найти и обвести. Развивает внимание. наблюдательность.
В конце занятия дети обязательно получают наклейки, например по изучаемой фигуре или мини-раскраску.