Елена Кузьмина
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире от подрастающего поколения требуются умения планировать свои действия и находить необходимую информацию для решения задач.
Умение быстро перерабатывать информацию в уме, пользуясь логическим мышлением, позволяет ребенку получить более углубленные знания и понимание учебного материала.
В психологических исследованиях Л. Ф. Обуховой, И. Л. Матасовой, Е. Агаевой рассмотрена возможность усвоения логических знаний и приемов детьми дошкольного возраста.
Публикация «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Большие возможности для развития приемов логического мышления дошкольников представляет обучение основам формирования элементарных математических представлений в детском саду.
Мыслительно-логическая деятельность заключается не только в умении познания окружающего явления, но и в умении действовать адекватно намеченной цели. Мыслительные процессы являются целеустремленными, активными процессами, которые направлены на разрешение определенных задач.
В процессе развития человеком разработаны различные методы познания окружающего мира. Для наилучшего использования этих методов мышление человека должно быть логически правильным.
Условия, при которых логическое мышление развивается наиболее эффективно :
1. Подключение в работу мелкой моторики рук;
2. Комплексность подхода к занятиям, их регулярность;
3. Использование игр с головоломками, сочетающих в себе способность развивать логическое мышление со способностью заинтересовать ребенка к занятиям.
В своей работе по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста, воспитатель должен использовать разнообразные методы обучения : практические, наглядные, словесные, игровые, проблемные, исследовательские.
Следует отметить, что обучение и развитие логического мышления детей дошкольного возраста должно осуществляться через свойственную данному возрасту виду деятельности – игре и быть непринужденным. Л. С. Выготский писал, что научные понятия не заучиваются и не усваиваются детьми, и не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения их собственной мысли. Таким образом единственный верный путь, ведущий к ускорению логического мышления - это игра.
Игра имеет свойство органично вливаться во все виды детской деятельности, создаёт переход от игровой деятельности к учебной и обеспечивает интеграцию образовательных областей. Также игра даёт возможность реализации программных образовательных задач в соответствии с Федеральными государственными стандартами.
С помощью игры, детей учат мыслить самостоятельно, пользоваться полученными знаниями в разных ситуациях в соответствии с поставленной задачей. Игры на развитие логического мышления ставят перед детьми задачу рационального использования полученных знаний в мыслительных операциях:
1) находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;
2) сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы
Систему логических упражнений необходимо строить по следующему принципу: каждое предыдущее упражнение имеет общие элементы – материал, способы действия, результаты и т. д. Сближаются во времени или даются одновременно упражнения на усвоение взаимосвязанных и взаимообразных способов, отношений, арифметических действий.
Характерной чертой игр на развитие логического мышления является познавательное содержание, и поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует от детей дошкольного возраста смекалки, сообразительности, креативного мышления.
Одной из важных задач, стоящих перед воспитателем, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволит детям дошкольного возраста строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, логически связанные между собой, обосновывая свои суждения, делать вывод и в конечном счете самостоятельно получать знания
Таким образом, развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте представляет собой особую форму труда, которая осваивается ребенком. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.
Литература
1. АгаеваЕ. Л. Формирование элементов логического мышления. Дошкольное воспитание, 1982г. № 1
2. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. - М. : Эксмо, СКИФ, 2005. -90 c.
3. Белошистая, А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 9. — С. 66–71
4. Волков Б. С., Волкова Н. В. Методология и методы изучения психики ребенка: учебное пособие/ Б. С. Волков, Н. В. Волкова; науч. ред. Б. С. Волков. — 8-е изд., стер. — М. : КНОРУС,2017.—344с. — (Бакалавриат).
5. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Школа для дошколят. Развиваем мышление. – М. : «Росмэн», 2006. – 26с.
6. Матасова И. Л. Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста :Дис. … канд. Психол. Наук: 19.00. 07: Самара, 2003, 214с.
7. Обухова Л. Ф. 026 Возрастная психология : учебник/ Л. Ф. Обухова. -М. : Издательство Юрайт; МГППУ, 2011.- 460с. – Серия: Основы наук