Светлана Ивановна Медведева
Развитие лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста
(из опыта работы)
Речевое развитие ребенка должно начинаться рано. Владеть всеми проявлениями речи - значит владеть сильнейшим орудием умственного развития. Речь возникает из-за необходимости общения с другими людьми и проявляется в общении людей.
Публикация «Развитие лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
Речь ребенка развивается от общения со взрослыми и особенно от общения с детьми, т. к. ребенок, общаясь со сверстниками, получает широкую возможность обмениваться мыслями и чувствами, развивая свою речь в игре. Огромны те знания и умения, которые ребенок приобретает в игре. Речь ребенка выполняет ряд функций: коммуникативную - первое слово появившееся из лепета выполняет именно это функцию. К концу второго года ребенок уже может выразить словами свои желания и понимать обращенную к нему речь. После 3 лет у ребенка появляется внутренняя речь, усваиваются новые слова и новые грамматические формы. Для того чтобы овладеть речью, необходимо тренировать органы артикуляции и память. Немаловажно усвоение лексических и грамматических знаний и навыков. Грамматические формы языка являются основой мышления. Как быстро и правильно будут развиваться лексические и грамматические стороны речи, зависит от того, как обучают ребенка речи и в какой языковой среде он растет. Развивается выразительность речи. Позже ребенок усваивает переносное значение слов. Употребление элементов родного языка в норме должно усваиваться в дошкольный период. Далее ребенок должен овладевать письменной речью. Письменная речь усваивается, если ребенок может «переводить» звуковую речь на письменную. При обучению письму подключается еще работа глаз и руки. Если ребенок не овладел устной речью, то он не овладеет и письменной. На 7 году ребенок должен уметь пользоваться монологической речью. Для этого необходимо обогащать словарь ребенка. Развитие правильной речи у детей является важнейшей задачей педагогики. Как правило, недоразвитие речи наблюдается у детей с моторной алалией, дизартрией, при задержке психического развития.
Для детей с недоразвитием речи характерным является отсутствие элементарной фразовой речи к 3 годам, ограниченный словарный запас, выраженные аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, слоговой структуры слова. Речь таких детей малопонятна. Свободное общение оказывается затруднено. Существуют разные уровни недоразвития речи. Наиболее распространенный тот, где есть наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития при хорошем понимании речи. Характерно также недеференцированное произношение звуков,смешение звуков,наблюдается недостаточное озвончение звонких согласных. Это задерживает овладение анализом и синтезом. Отмечаются я также ошибки в слоговой структуре слов и звуконаполняемости. Наблюдается сокращение количества слогов. Бытовой словарь значительно беднее, чем у сверстников. Наблюдается также замедление развития пассивного словаря. В лексическом аспекте дети не знают названия частей предмета,заменяют их названием целого предмета. Действия заменяют близкими словами (красит-мажет, вырезает-рвет и т. д., заменяют названия признаков. В словаре таких детей мало обобщающих понятий, мало синонимов, нет антонимов. Отмечаются затруднения в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в употреблении приставочных глаголов, в употреблении прилагательных, в изменении существительных, при согласовании числительных и прилагательных с существительными. Характерны также ошибки в употреблении предлогов. Дети не всегда различают формы числа,рода и падежа существительных и прилагательных. Вышеперечисленные недостатки чаще всего проявляются в монологической речи (пересказы,рассказы и т. д.).При пересказе наблюдаются ошибки в передаче последовательности сюжета, пропуски событий. При рассказе-описании такие дети, как правило, ограничиваются перечислением отдельных предметов. У таких детей отмечается недостаточность внимания, памяти. Детям трудно выполнить задания из 3-4 ступеней. Как правило, задания выполняются частично. Страдает мелкая моторика рук, нарушена координация пальцев и кистей рук. Для преодоления задержки речевого развития необходимо воздействие, направленное на формирование компонентов языковой системы и функций речи. На занятиях в первую очередь необходимо научить ребенка вслушиваться в обращенную речь, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать свою и чужую речь. Эти задачи решаются при развитии фонематического восприятия и фонетических навыков. При выработке правильного звукопроизношения идет развитие органов артикуляции и дыхания. Определенное место должно отводиться овладению слоговой структурой слов. Для преодоления аграмматизма используется словарь из хорошо знакомых тем. В следующей последовательности: активизация прямого дополнения с окончанием (-у) или без окончания, употребление существительных в И. п. и В. п. единственного числа с фиксацией изменения формы слова. Одновременно ведется работа над прошедшим временем глаголов во мн. ч. и ед. ч. Затем отрабатываем косвенное дополнение в Т. п. (чем).Обращаем внимание детей на изменение окончания слов (ом,ой).Дальше ведется работа над уменьшительно-ласкательными суффиксами( -ок,-ик. -к).Активизируется употребление слов-признаков. По вопросам логопеда дети распространяют предложения, дополняя их прилагательными. Затем активизируются глаголы ед. ч. прошедшего времени и существительные в разных родах. Дальше отрабатываются числительные и будущее сложное время (буду петь). Одновременно закрепляются простые предлоги.
Необходимо помнить, что для детей важна игра.