Светлана Попова
Проект по развитию креативного мышления дошкольников в творческих студиях
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время двигателем современного мира стали креативные идеи. В современных реалиях идти по заданному шаблону не получается, быстрый темп развития современной жизни диктует новые требования и новые навыки. Самым универсальным навыком, который можно развить с самого юного возраста является творческое мышление, преобразующее в креативное мышление. Основным движущим фактором современности становится умение видеть из простого сложное в настоящее время возросла потребность общества в людях, которые могут мыслить и поступать нестандартно, умеющих находить выход из различных ситуаций оригинальным способом. Люди с развитым креативным мышлением хорошо адаптируются в окружающей среде, противостоят отрицательным последствиям событий осознанно. Талант, творчество, креативное мышление личности являются достоянием страны, это двигатель успешного развития государства в будущем. Главная цель образования заключается не в передаче знаний, а в формировании активной личности, которая будет самостоятельно ставить, и решать учебные задачи. Человека, способного находить выход из любых проблемных ситуаций нестандартно, надо воспитывать, искусственно создавать условия для возможности раскрыть свои творческие потенциалы, успешно внедрить их.
Темочки:
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Цель проекта :
Развитие креативного мышления дошкольников через творческую деятельность в условиях современных студий «Сайан».
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по выбранной теме.
2. Разработать модель студий «Сайан».
3. Апробация разработанной модели креативных студий
4. Анализ эффективности развития креативного мышления у детей дошкольного возраста
Творческие студии "Сайан" — это студии современных компетенций. Каждый ребенок становится создателем новых идей, и экспериментатором, ведь дети всегда в поисках новых идей и занятий. С помощью занятий в студиях малыш развивает свои творческие способности. К ним относят воображение, фантазию, восприятие, интуицию, креативное мышление, любопытство, инициативность и умение перенести образы в голове в реальные предметы и действия.
Имеются четыре студии :
1 студия - Студия Игромастеров «Ой». Деятельность внутри студии опирается на ведущий вид деятельности ребенка, на игру. Дети могут придумывать игры или элементы игры. Могут придумывать сюжеты, добавить движения и многое другое.
2 студия - Студия создателей движения “Дай». Всем известно, что, дети обожают танцевать – дайте только ребенку музыку и он с радостью будет плясать и веселиться. В данной студии дети могут придумывать сюжеты к танцам, придумывать движения и творить.
3 студия - Творческая студия «Ай”. Если дать любому ребенку кисточку с акварелью или простые карандаши, фломастеры, они разрисуют все что захотят. Данная студия без ограничений, творения, создания. Дети могут создавать рисунки к одежде, просто панно и многое другое.
4 студия - Студия сказочников «Арай». Дайте волю фантазиям любому ребенку, и он будет рассказывать все что захочет, может придумать героя, назвать его, раскрасить и придумать сюжет действий. Наши юные герои попробуют сочинить или разрисовать сказку.
Суть студии состоит в том, что ребенок должен по желанию выбрать некий предмет, может даже игрушка. Например, возьмем обычный белый пластиковый шар. Далее он с этим предметом должен пойти в одну из понравившихся студий, смотря от своего интереса. Студия Игромастеров «Ой». Студия создателей движения “Дай», Творческая студия “Ай”, Студия сказочников “Арай”.
В результате занятий в студиях ребенок может создать:
В студии игромастеров «Ай» – игры с шаром, игры с мячиком с оригинальными правилами и движениями.
В студии создателей движений «Дай» - танец с шаром, или сюжетный танец с новым круглым героем.
В творческой студии «Иэй» - дети могут создать новые обои из кружков, одежду для сыахайа с элементами одежды из кругляшков и многое другое.
В студии сказочников «Арай» - придумают новую сказку, или элементы сказки с новым круглым героем.
Таким образом в результате занятий в студиях «Сайан», дети научатся создавать творческие продукты. При этом важнейшим качеством процесса окажется сотрудничество и сотворчество. Дети научаться видеть из простого сложное, научаться творить и станут открывателями нового.
Практическая значимость проекта : реализация данного проекта позволит повысить качественный уровень творческого мышления, способности видеть из простой вещи сложное, необычное. В дальнейшей жизни в способности находить выход из любых ситуаций.
Проект перспективен, в дальнейшей работе с дошкольниками путем глубокой интеграции областей познания и более широкого вовлечения всех участников образовательного процесса.
Целевая аудитория
Возраст детей, участвующих в реализации проекта 6-7 лет. Группа не разделяется по гендерной принадлежности.
Ресурсы
Временные ресурсы: сезон одного учебного года
Кадровые ресурсы: воспитатель, наставник, консультация с педагогом-психологом для проведения диагностических исследований.
Материально-техническая обеспеченность: предполагает наличие в группе интерактивной доски, материалов для творческой деятельности, тетрадь «Фантазий», мнемотаблицы, и стеллажа для размещения творческих работ детей.
ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВНИЕ
Исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности — творческий. Своеобразие данного типа состоит в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее.
В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т. п.
В исполнительских видах деятельности (пении, рисовании, играх-драматизациях, танцах) развитие способности к творчеству идет от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творческой инициативе.
Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение — психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Значимые показатели в развитии воображения — опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей, не приспосабливаясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевать содержательными ее особенностями.
Творческое воображение связано с определением возможных результатов действий, открывающих или создающих новые предметы, явления, ситуации. При этом в творческом воображении возникают представления, которые различаются по степени оригинальности и реалистичности. Оригинальность как своеобразие представлений творческого воображения — это степень их новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности.
Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально-ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно-речевой. Возрастная сенситивность и характерная для дошкольников реакция на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, типичное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной систем способствуют притягательности художественной творческой деятельности в дошкольном детстве, развитию творческого воображения.
Условия развития креативности детей старшего дошкольного возраста
Одним из важнейших факторов развития креативности детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита и Л. Кэррола выделено несколько основных условий успешного развития творческих способностей детей.
Важным условием развития креативности ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Условие успешного развития креативности заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д.
Развитие креативности детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Тематика КТП (наше внутрисадовское «Сайан»)
№ Месяц Студия Тема
1 Сентябрь «Ай» «Осень»
Первые осенние спортивные соревнования на площадке
«Дай» Песня «Осень» с танцевальными элементами.
«Иэй» «Осень» коллективная, индивидуальная композиция из осенних природных материалов
«Арай» «Дьиэ дьиэчээн» оонньуу.
Кукольный перчатачный театр
2 Октябрь «Ай» «Первый снег»
Создание искусственного снега, проведение опыта
«Дай» Песня «Снег снежок» с танцевальными движениями
«Иэй» «Первый снег» изготовление из бросовых материалов снежинки, снежного леса
«Арай» «Дьиэ дьиэчээн» кыра болох о5олоругар оруоллаах остуоруйа оонньоон кердеруу.
3 Ноябрь «Ай» «Дружба»
Веселые подвижные игры
«Дай» Песня «Песенка друзей» танец парами
«Иэй» «Дружба» создание мультфильма на песню «Улыбка», музыка В. Шаинского
«Арай» «Кэччэгэй балыксыт» кинотеатр. Остуоруйаны билиьиннэрии, уту майгыга иитии
4 Декабрь «Ай» «Новый год»
«Скоро, скоро Новый год» квест игра по станциям.
«Дай» Песня «Елочка». Хоровод
«Иэй» «Письмо Деду Морозу», оформление письма из новогодних материалов
«Арай» «Куоска уонна кутуйах» И. Мигалкин. Остуоруйаны аа5ан и итиннэрии, о5о бол5омтотун тардыы.
5 Январь «Ай» «Эскимо»
Сюжетная игра «Фабрика эскимо»
«Дай» Спортивное состязание на призы Деда Мороза
«Иэй» Изготовление эскимо своими руками
«Арай» Остуоруйа киэьэтэ. “Хаастар” остуоруйа. О5о кэпсиир дьо5урун сайыннарыы.
6 Февраль «Ай» «Мы будущие солдаты»
Сюжетная игра по военной подготовке
«Дай» Песня «Бравые солдаты», маршировка
«Иэй» «Славные солдаты» создание бумажных солдатиков
«Арай» «Кы ыл бэргэ эчээн»
остуоруйаны билиьиннэрии, остуоруйа тула кэпсэтии. Остуол театра
7 Март «Ай» «День матери»
Игры на свежем воздухе
«Дай» Песня «Желаем счастья» подтанцовка.
«Иэй» «Подарок маме» изготовление подарочного бокса
«Арай» «Куобах дьиэтэ» остуоруйаны билиьиннэрии, остуол театра
8 Апрель «Ай» «Таал Таал эмээхсин» остуоруйа5а театр на палочках оноруу
«Дай» «Туллукчаан» песня «Эдэркээн мэникчээн Туллукчаан»
с элементами танца.
«Иэй» “Таал Таал эмээхсин” остуоруйа саха мультигын к р. Айыл5а кестуулэринэн уруьуй.
«Арай» «Таал Таал эмээхсин» остуоруйа туруора оонньо ун
ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
Сроки Этап Задача Реализация Критерии оценки
2022 -2023 I
Организационно-подготовительный
1. Анализ научно-методической литературы по данной проблеме.
2. Создание творческой группы.
3. Разработка механизмов реализации проекта.
4. Организация семинара по проектному управлению.
5. Установление целенаправленных контактов с руководителями студий
6. Изменения в нормативно-правовой базе. -Разработка методических рекомендаций по работе над проектом.
-Составление договоров о сотрудничестве.
-Изменения в нормативно-правовой базе. Анализ положительных и отрицательных сторон методических рекомендаций.
2023 -2025 II
Формирующий
1. Апробация разработанной модели креативных студий
2. Освоение эффективных технологий в работе студий.
3. Анализ. Выявление положительных и отрицательных сторон работы студий. -Проектная деятельность.
- Мониторинг эффективности проектной деятельности.
-Мониторинг развития творческого мышления детей.
2024 -2025 III
Завершающий
1. Обобщение и презентация опыта инновационной деятельности.
2. Оформление публикации, методических рекомендаций, размещение информации на сайте ДОУ. Публикация результатов работы по проекту. Мониторинг развития ребенка по проектной деятельности
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Умения, формируемые в результате занятий в студиях «Сайан»
- активное участие воспитанников в творческих конкурсах, олимпиадах, результативность такого участия (рост количества участвующих и рост количества результативных участий (количественный и качественный прирост,
- приобретение опыта использования креативных идей, умение видеть и создать из простого сложное.
- наличие воспитательного воздействия (толерантность, внимание друг другу, сотрудничество и др.,
- повышение интелектуального уровня развития воспитанников.
- высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей.
- положительная динамика результатов диагностических исследований в начале и после окончании занятий.
Перспективы дальнейшего развития проекта
При необходимости работа по реализации проекта может быть продолжена, т. к. имеется возможность развития содержания. Можно в дальнейшем увеличить количество студий, организовать смешанные группы.
Для дальнейшего продолжения проекта может быть необходимо: расширение круга партнёров по реализации проекта, обеспечение условий для развития творческого, креативного мышления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческое, креативное мышление – это высшая стадия развития мышления, это наиболее зрелая стадия развития мышления. В качестве показателей творческого мышления чаще всего выделяют : беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени, гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую, оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных, любознательность и креативность. Ребенок, у которого развито творческое мышление, сможет и замечать, и создавать ситуации развития, движения в окружающем его мире. В этом возрасте складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы, происходящие в действительности. На сегодняшний день, чтобы научить ребенка творчески, оригинально мыслить, уметь принимать нестандартные решения, необходимо использовать в педагогической деятельности инновационные технологии или нестандартные, творческие приемы.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития креативных способностей, в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.