Получи документы

Развитие координационных способностей

Александр Петров
Развитие координационных способностей
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие координационных способностей

Петров А. И. ИФК ГБДОУ №120

Координация – это процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов.

Публикация «Развитие координационных способностей» размещена в разделах

В сформированном динамически устойчивом движении происходит автоматическое уравновешивание всех инерционных движений без продуцирования особых импульсов для коррекции. Когда мышцы человека взаимодействуют слаженно и эффективно, можно говорить о хорошей координации движений. Люди с хорошей координацией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий, как, например, профессиональные спортсмены. Однако координация нужна не только в спорте. От неё зависит каждое движение человека.

Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения. Понятие «координационные способности» выделяет из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе.

До настоящего времени в научной и учебно-методической литературе отсутствует единый подход к определению понятия «координационные способности». Данное противоречие обусловлено неоднозначным пониманием сущности координационных способностей.

Как известно, длительное время для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры применялся термин «ловкость». Авторы определяли ловкость, во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Позднее, наряду с термином «ловкость» стали применять термин «координационные способности».

Так, по мнению Е. П. Ильина, под ловкостью следует понимать совокупность координационных способностей, одной из которых является быстрота овладения новыми движениями, другой – быстрая перестройка двигательной деятельности в соответствии с требованиями изменившейся ситуации.

Л. П. Матвеев координационные способности определяет как, во-первых, способность целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий; во-вторых, способность перестраивать координацию движения при необходимости изменить параметры освоенного действия или при переключении на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий.

Очевидно, что введя новый термин «координационные способности», авторы, определяя его, использовали трактовку понятия «ловкость». Вместе с тем, в книге «О ловкости и ее развитии» Н. А. Бернштейн указал на существенное различие рассматриваемых понятий. Он отмечал, что, действительно, ловкость проявляется в двигательных действиях, выполнение которых осуществляется при необычных и неожиданных изменениях и осложнениях обстановки, требующих от человека своевременного выхода из нее, быстрой, точной гибкости (маневренности) и приспособительной переключаемости движений к внезапным и непредсказуемым воздействиям со стороны окружающей среды. Координационные же способности, по мнению автора, проявляются при осуществлении любого двигательного действия.

Очевидно, что существуют, по меньшей мере, два подхода к определению понятия «координационные способности». Так, одни авторы рассматривают координационные способности как управленческие. Другие считают, что координационные способности одна из составляющих физических способностей. Так, В. П. Попов, Ю. Г. Грузнов определяют координационные способности как способность организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи.

Наиболее важным для понятия сущности координационных способностей, является утверждение советского физиолога, что движение каждого уровня обеспечивают определенные свойства организма человека. То есть ключевым понятием при определении механизма координации следует считать не класс двигательных задач, а свойства организма, которые и обеспечивают их решение. Координационные способности это совокупность свойств организма человека, проявляющаяся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности в соответствии с уровнем построения движений и обусловливающая успешность управления двигательными действиями.

Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функцией и умение управлять своими движениями. Т. Ф. Лестгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность «умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью».

Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.

Значимость воспитания координационных способностей объясняется во многих источниках четырьмя основными причинами:

1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а так же на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение.

2. Только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможность человека в управлении своими движениями.

3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному использования сил.

4. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей – гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.

Поэтому, помимо физических качеств, в школьном возрасте не менее важно совершенствование координационных способностей детей и подростков. Тем более, что этот возраст, (особенно младший школьный) является наиболее благоприятным в этом отношении.

Тест №1. Координация.

Школьник встает у края матов, уложенных в длину, приняв основную стойку. По команде он принимает положение упора присев и последовательно, без остановки выполняет три кувырка вперед, стремясь сделать это за минимальный промежуток времени. После последнего кувырка ученик вновь принимает основную стойку. Фиксируется время выполнения задания и оценка результата (Таблица 1).

При выполнении теста следует обратить внимание на следующее: обязательное принятие положения упора присев, запрещение на выполнение длительных кувырков, фиксация после последнего кувырка положения основной стойки.

Таблица №1 - «Три кувырка вперед»

Возраст Уровень развития

Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

мальчики

13 6,4 и > 6,3-5,6 5,5-3,9 3,8-3,1 3,0 и <

девочки

13 7,7 и > 7,7-6,6 6,5-4,3 4,2-3,2 3,1 и <

Тест №2. Ловкость.

Челночный бег, 3*10 м проводится на любой ровной площадке с твердым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью. На расстоянии 10 м прочерчиваются две параллельные линии – «Старт» и «Финиш». На линию «Финиш» и «Старт» мы ставим кубик. Участники, не наступая на стартовую линию, принимают положение высокого старта. По команде «Марш!» (с одновременным включением секундомеров) участники бегут до линии «Финиш», берут кубик в руку, возвращаются к линии «Старт», меняют кубик и преодолевают последний отрезок без касания линии «Финиш» рукой. Секундомер останавливают в момент пересечения линии «Финиш». Участники стартуют по 2 человека.

Таблица №2. - «Челночный бег»

Возраст Уровень развития

Удовлетво-рительно Хорошо Отлично

мальчики

13 11,2 и < 10,8 10,2 и >

девочки

13 11,7 и < 11,3 10,5 и >

Список литературы

1. Бакулев, С. Е. Дифференцированный подход к определению спортивно важных координационных способностей боксера / С. Е. Бакулев, О. А. Двейрина, А. С. Саввина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — М, 2006

2. Балыхина Т. М. Словарь терминов и понятий тестологии. М. :МГУП, 2000, 160 с.

3. Берштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. М. : Физкультура и спорт, 1991. 228 с.

4. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. М. : Советский спорт, 2003. 464 с.

5. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников. М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. 272 с

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей на занятии по ИЗОРазвитие творческих способностей на занятии по ИЗО Дети — неутомимые искатели новых впечатлений и знаний. Задача взрослых состоит в поиске наиболее подходящих способов заставить малышей поверить.

Игры на развитие двигательных способностей детей МУРАВЬИ Цель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных.

Консультация «Развитие координационных способностей детей» В дошкольном возрасте у детей происходит быстрый рост, активное изменение форм и функций организма, наступают сенситивные периоды для развития.

Развитие музыкально-творческих способностей у детей Развитие музыкально-творческих способностей у детей Развитие музыкально-творческих способностей детей является одной из главных задач дошкольной.

Консультация «Развитие музыкальных способностей в пении» Каждый человек, родившись, получает от матушки - природы драгоценный и великий дар - особого качества музыкальный инструмент - голос. Некоторые.

Презентация «Развитие познавательных способностей у детей 3–4 лет» Развитие познавательных способностей у детей 3-4 лет Познавательные процессы Память Восприятие Мышление Внимание Воображение Познавательные.

Развитие творческих способностей у дошкольников Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности.

Развитие задатков и способностей дошкольников Рекомендации для родителей Когда ты с улыбкой глядишь на меня, Когда обнимаешь и нежишь, Когда говоришь и внимательно слушаешь, Я расту,.

Статья: Развитие математических способностей у детей 5–6 лет Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр «Математика имеет задачей не обучение отчислению, а обучение приемам.

Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников Тема презентации: "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников" Презентация для педагогов дошкольного образования Как мы знаем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие координационных способностей
Опубликовано: 14 ноября 2019 в 23:51
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие координационных способностей» (включая файлы) размещена пользователем Александр Петров (УИ 2097848) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД