Денисова Оксана
Развитие конструктивной деятельности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного результата. Оно тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.
Организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер, так как среда - это условие жизнедеятельности ребенка, процесс и результат саморазвития личности.
Публикация «Развитие конструктивной деятельности дошкольника» размещена в разделах
Таким образом, создание предметно - развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в дошкольном образовательном учреждении - одно из важных условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей каждого ребёнка. В наших группах созданы условия как для технического, так и для художественного конструирования
В старшем дошкольном возрасте на занятиях и в свободной деятельности детей вводится конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы соединений. Дети учатся делать из них различные модели (машины, самолеты, здания и др.) Во время занятий материала должно быть больше, чем требуется для строительства, чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие замыслу.
Кроме различных конструкторов и строительных материалов детей привлекают игры, ориентированные на развитие математического и пространственного мышления. В этой разновидности конструирования фиксируется всплеск развития фантазии, воображения и творческих наклонностей, способностей к конструированию и моделированию.
К детскому конструированию также относится создание изображений с помощью счетных палочек и других имеющихся под рукой материалов.
Стимуляции детской конструктивной деятельности способствует наличие достаточного количества конструкторов, настольных и дидактических игр, тщательно подобранных природных компонентов и отличных друг от друга по форме и размерам строительных материалов.
Конструирование и другие виды продуктивной деятельности воспитывают у детей такие ценные качества личности, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе.
Бумага — это самый популярный материал для творческих занятий с дошкольниками. Ее можно складывать, мять, рвать, скручивать. Выполняя поделки из бумаги, дети в детском саду не только развивают свои художественные способности и творческую фантазию, но и расширяют кругозор, приобретают дополнительные знания, учатся моделированию и конструированию.
В нашей группе имеются материал (бумага) разной фактуры, картотеки, наглядный, дидактический материал для художественного конструирования.
Уголок изодеятельности и конструирования оборудован в соответствии с соответствии с возрастом и программными требованиями.
Методика бумажного конструирования предусматривает, как правило, наглядное и обстоятельное объяснение процесса изготовления каждой поделки.
Направления работы по конструированию :
Проведение специального организованного обучения
Обучение конструированию по рисункам, схемам, образцу
Создание условий для самостоятельной практической деятельности
Изготовление игрушек эпизодически, индивидуально или совместно со взрослым
Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний, умений, навыков по художественному конструированию, развитию творческих способностей дошкольников.
Конструирование из бумаги представлено различными способами. Поделки подразделяются на плоскостные.
и объемные.
Дети используют свои поделки в игре, дарят на праздники, принимают участие в конкурсах.
В старших группах детского сада, как правило, не определяют специального места для конструирования, а используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные.
Конструирование с использованием природного и бросового материала.
Мелкий строительный материал хранят в коробках, в которых он был приобретен, и по деталям не разбирают. Крупный строительный материал обычно убирают в закрытые шкафы и стеллажи. Мелкий обыгрывающий материал складывают в коробки. На самой нижней полке раскладывается природный материал (шишки, веточки, желуди, каштаны, ракушки, перышки и др.). Для того чтобы уголок имел эстетический вид и для удобства пользования, на коробках наклеивают маленькие изображения тех предметов, которые в них лежат. Внутри коробки можно поделить на ячейки, например, для хранения желудей, косточек или ниток, пуговиц.
Наиболее эффективным, является в старшей группе конструирование из бросового материала. Дети находят, или же сами себе изготавливают необходимые детали.
Камни во дворе. При выполнении сооружений из камней, их можно склеивать универсальным клеем. Часто взрослые, выполнив «грязную работу» сами (подготавливая камни, очистив их от загрязнения, тем самым исключают детей из активного процесса познания качеств материала. Ребенок должен видеть, что грязь, песок, и другие посторонние наросты мешают дальнейшей обработке материала. Детские сооружения из камня можно окрашивать и покрывать лаком для выразительности естественных его оттенков. Игры с камнями развивают у ребенка многое положительные качества: от терпеливости при сборе материала, до богатого воображения при выполнении замысла. Играя, ребенок учится систематизировать, у него развивается пространственной мышление, он начинает чувствовать природную гармонию и формы.
Кирпичи. Для игр детей в песочнице большой интерес представляют щелевые кирпичи. Дети строят дома, небоскребы, машины, дороги и т. д. Помимо перечисленных выше вариантов, подготовленные кирпичи можно использовать в играх на улице по планированию улиц и обучению правил дорожного движения.
Что касается природного материала, воспитатель вместе с детьми своевременно должен заготавливать его и пополняют запасы в течение всего года. Например, летом собирают траву (осока) одинаковой длины, которая плетется в косы; солому, связанную пучками; шишки сосны, ели, ольхи, лиственницы, пихты, кедра, обработанные затем столярным клеем (для того чтобы они зимой при высыхании не раскрывались). А желуди и каштаны заготавливаются, как только они упадут с деревьев (пересохшие желуди и каштаны затрудняют работу — крошатся и раскалываются).Косточки от фруктов (слив, абрикосов, персиков, тщательно промытые и просушенные, собираются в любое время, а вот семена ясеня, клена — только зимой.
Художественное творчество детей из бросового и природного материала позволяет развить не только художественный вкус, творческое воображение, но и формирует основы экологической культуры. Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Это пластиковые бутылки, пробки, футляры, коробки, пуговицы, бусы и т. д. Мы взрослые стараемся побыстрей избавиться от этого и выбросить, но оказывается этим предметам можно дать вторую жизнь, если вложить фантазию и воображение и научить этому детей. Уже использованный предмет-бутылку не выбрасывается, а превращается в полезную вещь или поделку. Задача взрослого, раскрыть потенциал творческих возможностей каждого ребенка, научить испытывать чувство удовлетворения от результата своей работы.
Создание предметно - развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в дошкольном образовательном учреждении - одно из важных условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей каждого ребёнка. Многообразие представленного материала для различных видов конструирования в разных возрастных группах поможет детям дошкольного возраста применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых поставленных задач. Наличие предметов оборудования, материалов и инструментов и правильное их использование способствуют успешному обучению детей средствами конструирования.