Стрельникова Наталья
Развитие коммуникативных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативных навыков у детей является неотъемлемым и достаточно важным направлением в образовательном процессе дошкольной организации.
Учеными доказано, что стремление ребенка к общению является врожденным; коммуникативная способность записана в его генетическом коде. Уже в младенчестве у ребенка вырабатывается особое отношение к людям, складываются эмоциональные и ситуативно-личностные формы общения, что составляет основу развития личности. В этом возрастном периоде коммуникативные потребности ребенка полностью удовлетворяются посредством взаимодействия с близкими взрослыми.
Публикация «Развитие коммуникативных способностей дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
С переходом в дошкольный возраст, меняется вся система его отношений к окружающему миру, к людям. Происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Помимо мира взрослых, дошкольник «открывает» для себя мир сверстников.
В сфере взаимодействия младшего дошкольника с взрослыми на первый план выходит внеситуативно - познавательная форма общения, которая представляет собой своеобразное «теоретическое» сотрудничество. Обостренная познавательная потребность ведет к тому, что ребенок теперь уже может задавать взрослому разнообразные вопросы, охватывающие все области знаний об окружающем мире. Взрослый для него источник новых знаний.
Не менее значимы в становлении коммуникативной функции речи и практические контакты со сверстниками. Отношения между детьми в этом возрастном периоде развиваются динамично и становятся конкурентными, чему способствует осознание ребенком общественно значимых норм и правил. Ребенок пристально наблюдает за действиями сверстников, оценивает их, сравнивает себя с другими, проявляет агрессивность или застенчивость. Потребность в признании и уважении становится главной в общении как с взрослыми, так и с ровесниками.
Таким образом, путем урегулирования конфликтов в межличностных отношениях, в процессе активного собеседования, формируется коммуникативная компетентность, усложняется и обогащается коммуникативное поведение детей.
К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово. Вместе с тем, до конца дошкольного периода, неречевые способы коммуникации «выполняют» роль словесного сопровождения. У детей складывается высшая для дошкольного возраста внеситуативно-личностная форма общения. Ведущими мотивами становятся личностные, а
главный побудитель общения - сам человек. Дети этого возраста предпочитают говорить о правилах поведения, об отношениях между людьми, о родителях, о себе. Наряду с эмоциональными, у детей постепенно устанавливаются взаимные деловые и игровые взаимоотношения. Но речевое общение еще неполноценно и имеет форму отдельных диалогических циклов. Стремясь выразить себя, рассказать о своих действиях, чувствах, дошкольники не замечают друг друга – каждый говорит «о своем». Поэтому развитие начальных форм диалога – собеседования, должно осуществляться под руководством взрослого, в процессе совместного рассматривания картинок, в игровой деятельности.
Основной метод развития диалогической речи – разговорная речь. В разговоре дети задают вопросы и дают самостоятельные высказывания.
В 5 лет ребенок, не имеющий речевой патологии, способен к целеустремленной связной беседе. У детей с нарушениями речи формирование навыка связного высказывания несколько запаздывает, поэтому им необходимо оказание коррекционной помощи, в зависимости от тяжести проявления речевого дефекта. Коммуникативная активность большинства таких детей снижена. В этом случае основным способом развития форм речевого общения является сюжетно-ролевая игра.
Однако, при переходе ребенка в возраст школьного детства, обнаруживается низкая коммуникативная готовность. Это может привести к социальной дезадаптации. Поэтому работу по предупреждению подобного явления и развитию коммуникативности необходимо начинать как можно раньше.
Основные направления работы:
1. Наблюдения во время наивысшей речевой активности детей, т. е в свободном общении:
- легко ли ребенок вступает в контакт со взрослыми и детьми;
- с кем ребенок предпочитает общаться: со взрослыми или с детьми (каких возрастов);
- содержание общения (о чем спрашивает, что сообщает)
- степень участия в диалоге, формирование связной речи;
- использование неречевых средств общения;
- анализ речевых средств (уровень общей речевой активности).
2. Коррекция коммуникативного поведения :
- формирование восприятия общения на положительной эмоциональной основе, развитие делового сотрудничества и общих игровых интересов;
- развитие способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, мимические, жестовые, словесные);
- формирование социальных представлений, которые возникают вследствие ознакомления с профессиями людей, в результате вычленения и осознания в игре различных видов социальных отношений.
Эффективным приемом развития речевой активности, коммуникабельности у детей в условиях детского сада является объединение детей разных возрастов, знакомство и беседы друг с другом, организация совместных праздников, экскурсий, досугов с участием родителей. Педагогу необходимо и важно грамотно направлять, регулировать деятельность и общение детей.
Коммуникативная функция речи является основополагающей в процессе овладения ребенком родным языком. В общении закладываются основы для развития монологической и диалогической речи, связного высказывания. Но содержание формирования правильного коммуникативного общения гораздо шире, нежели работа по развитию речи. Поэтому участие в этом процессе педагогов и родителей, их постоянное взаимодействие, позволят ребенку приобрести навыки коммуникативного общения.
Инсценирование сказки «Теремок" (подготовительная группа)
Цель: формирование индивидуальных речевых способностей детей, навыка коммуникативного общения.
Задачи:
-Активизировать словарь детей, обогащая его словами-действиями;
-Способствовать развитию артикуляционного аппарата детей, речевого дыхания;
-Развивать связную речь, память, внимание, мышления, общую и мелкую моторику;
-Формировать индивидуально-личностные способности детей, их нравственные качества;
-Воспитывать бережное отношение к животным, интерес к русским народным сказкам.
Оборудование: настольный театр «Теремок»
1. Организационный момент: беседа о русских народных сказках.
- Почему называют «русские народные сказки»?
-Какие вы знаете русские народные сказки?
- Сейчас мы поиграем в сказку «Теремок».
-Какие лесные жители в этой сказке (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь).
- Чем сказка закончилась?
-Давайте в нашей сказке, медведь не будет ломать теремок, а будет дружить со всеми и останется сторожить его.
2. Основная часть
Дети становятся полукругом и имитируют движения:
Стоит в поле теремок (дети стоят, ладони друг к другу)
На двери висит замок (руки соединить в замок)
Он не низок (присели, не высок (встали)
И никто тут не живет (поклоны в стороны).
Открываются в нем двери (руки разводят в стороны)
Забегают в домик звери (попрыгали на месте).
Инсценирование сказки «Теремок» (дети меняются ролями)
Ведущий, Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайка-попрыгайка, Лисичка-сестричка,Волк-зубами щёлк,Медведь-косолапый.
3. Заключительная часть
- Чему учит эта сказка? (дружбе, взаимопомощи).