Екатерина Малыгина
Развитие коммуникативных качеств речи посредством театрализованных игр
«Каков человек, такова и его речь»
Сократ Древ. Философ.
Часто общаясь с человеком, именно по содержанию речи, по ее грамотности мы судим о его культуре, воспитанности и общем интеллектуальном уровне. Чем лучше и понятнее для других говорит ребенок, тем ему легче общаться с людьми. Поэтому развитие речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.
Публикация «Развитие коммуникативных качеств речи посредством театрализованных игр» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем активнее осуществляется его психическое и речевое развитие. (В. А. Сухомлинский
Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения его в школе и дальнейшей трудовой деятельности. Но чтобы говорить правильно, нужно овладеть всеми звуками родного языка. И поэтому развитие правильного звукопроизношения – ведущее направление в развитии речи детей младшего и старшего дошкольного возраста, так как в этом периоде все функции ЦНС лучше всего поддаются тренировке, а также к данному возрасту заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга
На мой взгляд, в настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Следовательно, приоритетным направлением в работе с детьми раннего возраста должно быть развитие речи, так как он наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. В этом возрасте ведущим видом деятельности,является игра, именно она, создаёт наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет
Я думаю,что именно театрализованная игра поможет создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.
Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр – это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество.
.
Благодаря театрализованным играм мы можем решать следующие задачи:
- вырабатывать правильную и четкую артикуляцию при произношении гласных и согласных звуков;
- развивать речевой слух, укреплять артикуляционный аппарат, связную речь, ее выразительность, обогащать словарь;
- вырабатывать интонационную выразительность, готовить детей к рассказыванию;
- приобщать к драматизации отрывков сказок и других произведений;
- учить понимать художественное произведение;
- читать наизусть потешки и стихи не спеша, четко проговаривая каждое слово;
- воспитывать внимание, выдержку, пробуждать добрые чувства, любовь к родной речи;
- знакомить с русским фольклором (песенки, потешки, поговорки, пословицы, загадки);
- способствовать воспитанию патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине на основе ознакомления с культурными традициями русского народа.
Необходимое условие для развития речевой активности – создание развивающей среды. В группе необходимо иметь различные виды театра : театр кукол на столе, театр Петрушки (перчаточный, пальчиковый. Для игр в театр можно использовать ширмы (настольные, напольные, сундучок с ряженьем (сарафаны, рубашки. Юбки, платки, маски животных, насекомых, птиц, разнообразные музыкальные инструменты для музыкально-шумового оформления игры.
Темп развития речи в пред дошкольном возрасте является очень высоким. Так, если к концу второго года ребенок употребляет до 300 слов, то к началу третьего года их число резко возрастает, достигая к концу третьего года 1000-1500 слов.
Вместе с тем артикуляция звуков остается еще далеко несовершенной: многие звуки опускаются или замещаются близкими по артикуляции или звучанию. Ребенок при произнесении слов, в первую очередь, ориентируется на их интонационно-ритмическую и мелодическую характеристику.
Поэтому важное значение стоит уделять развитию артикуляционного аппарата и правильного дыхания.
Для выработки правильного речевого дыхания необходимо научить детей прежде всего длительному выдоху, поскольку это важно для разборчивости речи впоследствии. Дыхание у детей неглубокое, поверхностное. Для этого мы так же используем игры –инсценировки «Паровозик» «самолет» «Ветер» «шторки в окнах».
значение развитию пластичности и подвижности языка. Следует сформировать у ребят образно-выразительные умения: взяли куклу, покачали ее, спели колыбельную (звук [а]). Полетели, позвенели комариком (звук [з]). Играли в паровоз, который гудел (звук [у]). Превратились в сердитого гуся, который вытягивал шею и шипел (звук [ш]) и т. д. Интерес для детей представляет игра «Волшебная ромашка», где каждый лепесток изображен в виде картинки на определенный звук. Нужно отобрать лепестки с теми картинками, где звучит песенка водички [c] или комара [з], или шипения змеи [ш], или жужжание пчелы [ж].
Детям эти игры-упражнения нравятся и выполняют они их с удовольствием. Дальше можно закреплять звук в речи. Этот процесс требует более длительной тренировки. (Заучивание чистоговорок, игры в речевые игры, где речь коллективная сочетается с индивидуальной)
Так же особое внимание при развитии звуковой культуры речи активное участие должна принимать и рука, а. многие театрализованные игры связаны с рукой – пальчиковый, перчаточный театры. Детям очень нравится надевать игрушку-перчатку на руку и манипулировать ее, сочетая действие-движение с речью.
Но не только театрализованные игры и упражнения мы используем в своей работе, так же мы с детьми ставим театрализованные сказки. Детям это очень нравится, они с удовольствием берут на себя разные роли.
Работа по инсценированию сказок проводится по следующему алгоритму. Для детей на примере сказки «Теремок» педагог сначала знакомит с персонажами сказки. Предлагает рассмотреть и потрогать фигурки, затем надевает по очереди каждый персонаж себе на палец и описывает его, затем разыгрывает сказку поднимая пальцы с персонажами по ходу действия. Педагог должен стараться сыграть так, чтобы детям захотелось принять участие в постановке сказки. Сказка не разыгрывается целиком, делится на несколько картин. Работая над одной, когда педагог увидит, что дети справляются, нужно переходить к другой картине. Затем соединяются две, три картины в единое целое. Обучая детей инсценированию сказок, воспитатель строит занятия так, чтобы дети воспринимали обучение как интересную игру. Время от времени он просит помощи детей, объясняя это тем, что появились сложности в управлении игрушкой и передачи голосом интонацию персонажа. Педагог должен советоваться, отношения партнерства помогут сохранить контакт с детьми. Они поймут, что их помощь, мнение необходимы взрослым,тогда они с радостью пойдут на контакт.