Ирина Груданова
Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Меня заинтересовало методическое пособие замечательного педагога, кандидата педагогических наук, доцента кафедры управления дошкольным образованием ИППО МГПУ Микляевой Натальи Викторовны и её разработки я взяла себе на заметку. В пособии раскрываются особенности использования приёмов комментирующей речи и комментированного рисования в непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками. Опыт педагога основан на учёте стадий развития детского рисунка, обосновании роли комментирования своих рисунков ребёнком. Автор делает акцент на важности комментирования своих рисунков детьми. Замечательный, современный подход, позволяющий ребенку высказать свою точку зрения, объяснить свое видение окружающего его мира, а педагогу — сопровождать создание рисунка, при необходимости корректировать своими высказываниями, играя, легко и ненавязчиво. Данное пособие, на мой взгляд, будет интересным воспитателям детского сада или руководителям развивающих центров!
Публикация «Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики
выступает процесс “открытия мира” с использованием установки проговаривания. Основными направлениями при определении тематики являются, согласно О. П. Гаврилушкиной, следующие: “Ребенок среди любимых предметов и игрушек”, “Ребенок среди взрослых и сверстников”, “Ребенок в мире животных”, “Ребенок и природа”. При этом важно, чтобы одно содержание имело разные планы выражения в соответствии с применяемым алфавитом кодирования, т. е. использовались драматизация, сюжетно-ролевая игра, рисование и рассказывание на одну и ту же тему. Например: «Вот ребята выбежали на прогулку, а Алеша в дверях остановился, в ручку двери вцепился, не хочет на улицу выходить. Помните, что дальше было? Соня, как ты уговорила Алешу отойти от двери? Что ты ему сказала?»
В процессе комментированного рисования по поводу появляющегося
схематического изображения ситуаций, отражающих бытовой, игровой,
познавательный и эмоциональный опыт детей (изображения выполняет взрослый на глазах у детей мелом или маркерами на доске, а сами дети также становятся объектами изображения, воспитанники вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, сообщения, т. е. упражняются во всех типах коммуникативных высказываний. Вышеперечисленное содержание работы может быть реализовано с помощью подгрупповых и индивидуальных форм работы с детьми в процессе проведения занятий по подгруппам от 4 до 6-7 человек.
Основные правила их проведения:
Правило первое.
Использование приёма транслирования информации выступает в качестве первого и основного правила поведения взрослого во время "комментированного рисования".
Правило второе. Следующее правило связано с отбором тематического
содержания. В качестве объектов для рисования и обсуждения служат детские
впечатления (например, от празднования Рождества, Нового года,
повседневная жизнь (прогулка, режимные моменты, игры, наблюдения в
природе и пр.
Правило третье. Главными героями создаваемых рисунков являются
конкретные дети, воспитанники группы, их занятия, игры и, главное, -
отношения.
Правило четвертое. Взрослый не стремится сразу исправлять речь ребенка.
Его поведение напоминает поведение матери полутора- или двухлетнего
ребенка, которая все время "переводит" его автономные высказывания "с
русского - на русский", придавая этим высказываниям понятную всем
языковую структуру.
Правило пятое. Педагог создает схематические, информационно-смысловые
изображения, не ставит перед собой художественных целей, не
"прорисовывает" детали, которые не значимы для раскрытия основного
содержания, рисует быстро, передавая только главное, существенное.
Правило шестое. В целях формирования единства образных движений и
слова детям предлагают не только рассказывать о том, что нарисовано, но
показывать посредством изобразительных движений.
Правило седьмое. В качестве "физкультминуток" использовать элементы
драматизации, имитационные движения, сопровождаемые коммуникативной
речью.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу. Это выражается в том,
что на каждом занятии с детьми (по методике О. П. Гаврилушкиной) :
- создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и
потребности в ней: ребенок должен знать, почему и зачем он говорит;
- обеспечивается главное условие общения - адресованность речи детей:
ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения
(преимущественно сверстнику);
- стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность)
каждого ребенка;
- осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу
которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;
- широко используются различные коммуникативные средства : образно-
жестовые, мимические, вербальные, интонационные.
Структура непосредственной образовательной деятельности (с организационной точки зрения).
1. Создание положительного отношения к теме и способу её реализации: «Я
хочу нарисовать картину о вашей прогулке. Я буду рисовать быстро, как будто
рассказывать мелом, а вы мне будете по-настоящему рассказывать, как играли. Я нарисую всех, расскажу про тебя, Саша, и про тебя… Хотите вместе со мной
рисовать?».
2. Комментированное рисование с использованием имитационных движений и
обсуждением содержания и сюжета рисунка (продолжительность
комментированного рисования – не более 10 минут даже в старших группах).
Например: «Витя, узнай у Ани, с кем она играла в мяч? Сережа, спроси, во что
они играли? Марина, узнай, нравится ли Ане играть вместе с Олегом?» Взрослый дополняет ответы детей, делает их структурированными, грамматически и орфоэпически правильно оформленными. Вместе с педагогом или вслед за них дети повторяют фразу под дирижирование рукой педагога. «Анечка, а теперь ты будешь спрашивать. С кем ты хочешь говорить? С Мариной? Хорошо. Спроси, в какую игру она играла». Параллельно на доске возникают маленькие ситуации, описывающие поведение и игры детей на прогулке.
3. Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
4. Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации :
«Расскажите, как вы играли, используя нашу картину». Рассказ выглядит примерно так: «Это я. Я здесь взял лопату… дорожку чищу вот так. А это Витя. Он катает шары, чтобы снежную бабу делать. А это Аня и Олег. Они в мяч играют». И так передаётся содержание всех эпизодов.
5. Словесные игры и игры-драматизации.
Комментированное рисование может сочетаться с комментированием картинок
и драматизации их содержания. При этом используется 3 варианта заданий.
Первый вариант задания заключается в следующем: ребенку сообщают, что
на картинках нарисован он, даже называют именем ребенка изображенный
персонаж. "Это картинки про тебя. Ты будешь рассказывать детям, какая ты
помощница, как хорошо умеешь помогать маме". В данном случае ребенок
упражняется в составлении предложений с личным местоимением и глаголом
1-го л., ед. ч., что необходимо для общения (" Я взял…самолет и стал
красить…")
Второй вариант задания. Ребенку предлагают те же картинки. Но меняется
исходная позиция. На картинках как будто изображены другие дети из
группы, выполняющие различные трудовые поручения, а ребенок должен
рассказать им, чем именно они заняты. Задача, стоящая перед ним,
заключается в составлении сообщений, конструкция которых включает имя
собственное и глагол 2-го л. ед. ч. ("Здесь ты помогаешь подметать пол")
Высказывания такого вида тоже обладают высокой частотностью в процессе
общения.
Третий вариант задания. В этом варианте ребенок сообщает другому лицу о
действиях третьего. Так, девочка рассказывает другим детям, как её подруга
умеет помогать маме. Речевые конструкции в данном случае включают личное
местоимение и глагол 3-го л. ед. ч. (" Нарисовано, как Света шьет платье
своей дочке").
При этом, как пишет в своих разработках О. П. Гаврилушкина, полезно
составлять диалоги, передавая смысл отношений между двумя лицами, опираясь на различные картинки. Говоря от имени изображенного на картинке лица, ребенок как бы входит в роль другого человека. Если на картинке нарисованы два персонажа, то можно подключать двух и более детей. Этот вид диалогической речи доступен детям лишь в старшем дошкольном возрасте, когда они имеют достаточно большой опыт игровой деятельности и уровень развития языковой и интеллектуальной способностей. При этом важно, что параллельно будет обогащаться опыт решения детьми различных проблемных коммуникативных ситуаций, что будет способствовать оптимизации развития и коммуникативной способности тоже.
Привлекая детей к комментированному рисованию, использую примерную схему рассказа о будущем рисунке, рекомендованную Т. В. Лусс, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой.
• Расскажи, что ты будешь делать?
• Расскажи, что будешь использовать?
• Расскажи, что будешь делать сначала, что – потом?
• Расскажи, как будешь делать?
• Что ты ещё хочешь добавить в свой рассказ?
Очень хорошо, если воспитатель сможет записать рассказы детей на диктофон, а потом вместе с ними их послушать. А потом – включены спустя несколько дней для того, чтобы можно было нарисовать к ним картинки.
Постепенно детей подводят к созданию рассказов в картинках. Темы
рассказов могут быть любыми, но связанными с интересами и переживаниями
детей, их опытом взаимодействия и путешествий. Картинки и подписи дети делают дома вместе с родителями, а презентацию работ проводят в детском саду.
Сам факт записи вызывает большой интерес у детей и выступает хорошим стимулом для повышения речевой и познавательной активности воспитанников.
Дети рассказывают взрослому и сверстникам о совершаемых действиях и их последовательности. После того как дети научились комментировать процесс рисования, их учу комментированию содержания рисунка непосредственно в ходе изобразительной деятельности.
Подробно методика комментированного рисования описана в книге
Микляева. Н. В. Комментированное рисование в детском саду. Москва, 2010.
В своей работе придерживаюсь основных правил комментированного рисования :
1 Использую приём транслирования информации в качестве первого и основного правила поведения взрослого во время «комментированного рисования».
2 Отбор тематического содержания. В качестве объектов для рисования служат детские впечатления, повседневная жизнь, игры и прочее.
3 Главными героями создаваемых рисунков являются конкретные дети, воспитанники группы, их занятия, игры.
4 Взрослый не стремится сразу исправлять речь ребёнка. Его поведение напоминает поведение матери полуторагодовалого или двухлетнего ребёнка, которая всё время «переводит» его автономные высказывания «с русского – на русский», придавая этим высказываниям понятную всем языковую структуру.
5 Педагог создаёт схематические, информационно – смысловые изображения, не ставит перед собой художественных целей, не «прорисовывает» детали, которые не значимы для раскрытия основного содержания, рисует быстро, передавая только главное, существенное.
6 В целях формирования единства образных движений и слова детям предлагают не только рассказывать о том, что нарисовано, но показывать посредством изобразительных движений.
7 В качестве «физкультминуток» использовать элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые речью. Все занятия строятся по коммуникативному принципу. Это выражается в том, что на каждом занятии (по методике О. П. Гаврилушкиной) :
8 Создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней: ребёнок должен знать, почему и зачем он говорит;
9 Обеспечивается главное условие общения – адресованность речи детей: ребёнок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику);
10 Стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребёнка;
11 Осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;
12 Широко используются различные коммуникативные средства : образно – жестовые, мимические, вербальные, интонационные.
В качестве практического материала предлагаю конспекты непосредственной образовательной деятельности.